В сфере привлечения иностранного капитала в национальную экономику особая роль принадлежит государству. Целью привлечения иностранных инвестиций является подъем и развитие собственного производства, в связи с чем необходима налаженная система контроля потоков иностранного капитала, чтобы не допустить угрозы национальной безопасности (в том числе экономической).
Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.
Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранного инвестора или «материнской» фирмы), контролирующих хозяйственную организацию, расположенную в принимающей стране.
Соответственно к ним рекомендуется причислять:
- приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
- реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;
- внутрифирменное предоставление кредита или равноценную операцию по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий), в частности:
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
- приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия или их контрольным пакетом, величина которого может варьировать в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т. д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала
Очевидно, что объем иностранных инвестиций, их структура и динамика определяются прежде всего привлекательностью той или иной страны как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, то есть состоянием инвестиционного климата в стране.
Под инвестиционным климатом в рыночной экономике понимается совокупность политических, экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих в данный момент государству (региону) и привлекающих либо отталкивающих потенциальных инвесторов.
Для оценки инвестиционного климата стран используется девять групп показателей:
- эффективность экономики;
- уровень политического риска;
- состояние задолженности;
- способность страны к обслуживанию долга;
- кредитоспособность;
- доступность банковского кредитования;
- доступность краткосрочного финансирования;
- доступность краткосрочного ссудного капитала;
- вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Значения названных показателей определяются либо расчетно-аналитическим, либо экспертным путем.
В зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка состав показателей и методика определения инвестиционного климата различных стран постоянно корректируются для исключения влияния конъюнктурных факторов на итоговую оценку.
Низкий показатель в мировом рейтинге и неблагоприятный для большинства инвесторов, по сравнению с другими странами мира, инвестиционный климат России является главной причиной «бегства» российского капитала за границу, в страны с более привлекательными условиями для инвестирования
Отсюда дефицит отечественных и сколько-нибудь серьезных прямых иностранных инвестиций.
Поэтому создание благоприятного инвестиционного климата в России является одним из важнейших условий привлечения капиталов и последующего экономического роста страны.
В настоящее время на государственном уровне делаются попытки создать основу для инвестиционного климата. Изданы нормативные документы, определяющие его развитие, в частности, указ Президента РФ от 17.09.94 № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации», а также федеральные законы от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и др.
Однако все эти нормативные акты еще не позволяют в полной мере сформировать инвестиционный климат в России, а потребности в инвестициях все растут.