По отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании

В соответствии с протоколом заседания Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России от 6 декабря 2005 гола № 3 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу об исчислении и уплате водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании сообщает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 333.12 главы 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. При этом в Кодексе определение понятия «водоснабжение населения» не установлено.

Однако в законодательстве Российской Федерации, например, в статье 135 Водного кодекса Российской Федерации, существует понятие централизованного (нецентрализованного (локального) питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, при котором забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование. Кроме того, в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации и Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г № 167, СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» указывается, что централизованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения осуществляется организациями водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующими комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.

Согласно пункту 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации к числу абонентов (водопотребителей) относятся организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых

Читать также:  Аудит операций по обслуживающим производствам и хозяйствам (счета 29, 41, 42, 90)

находится жилищный фонд, а также организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, прожинающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилом фонде, а также товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом

При этом, согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное водопользование) осуществляет си юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом В лицензии на водопользование помимо пели использования водного объекта отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя но отношению к ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).

Таким образом, налогоплательщиками водною налога, применяющими ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), и которой отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения). установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Объектом налогообложения водным налогом за забор воды из водного объекта признается объем фактически забранной воды для указанной в лицензии цели.

Читать также:  Метод бухгалтерского учета

Если в лицензии, не указано соответствующее целевое использование воды, или водопользование в указанных целях осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование водными объектами связанное с забором воды для населения в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров, не применяются и налогообложение производится по ставкам, установленным пунктом I статьи 333.12 Кодекса

Что касается вопроса об исчислении и уплате водного налога при пользовании водными объектами без наличия лицензии, то согласно статье 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Водным кодексом Российской Федерации и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами Российской Федерации установлено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами при наличии лицензии на водопользование и заключенного на ее основании договора водопользования. Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии.

Следовательно, налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (специальное водопользование) на основании лицензии на водопользование

Вместе с тем, в случае осуществления организациями и физическими лицами специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии, водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей 333.12 Кодекса для дайною вида водопользования. При этом за безлицензионное водопользование указанные организации могут привлечь к административной ответственности на основании пунктом 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым, самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Читать также:  Технико-экономическая характеристика механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций

Осуществление организациями и физическими лицами водопользования без лицензии (разрешения) в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии (разрешения) подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, не является нарушением правил водопользования и не влечет наложения административного взыскании.

Физические лица. не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей

наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога

Одновременно сообщаем, что перечень видов специального водопользования утвержден приказом МПР России от 23 марта 2005 года № 70.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий