Дымосос с приводом от паровой турбины поз.121А, 121Б

Предназначен для создания разрежения в топках трубчатой печи и вспомогательного котла. Представляет собой агрегат, состоящий из вентилятора и привода – паровой турбины, соединенной с вентилятором через понижающий редуктор.

Вентилятор центробежного типа с двухсторонним всасом
Среда рабочая ДГ
Производительность 340 000 м3
Давление на всасе (разрежение) (1,4÷2,8) кПа ((140÷280) мм вод.ст.)
Давление нагнетания (напор) (2,5÷2,6) кПа ((250÷260) мм вод.ст.)
Температура рабочая 220 °С
Мощность на валу вентилятора 430 кВт
Частота вращения вала вентилятора 620 мин–1
Привод паровая турбина ПЦПЛ-700 противодавленческого типа
Мощность (при n = 3720 мин-1) 693 кВт
Частота вращения вала турбины (рабочая) (3100÷4400) мин-1
Параметры пара на входе:
Давление пара (изб.) (3,7÷4,05) МПа ((37÷40,5) кгс/см2)
Температура пара рабочая (360÷380) °С
Параметры пара на выходе
(противодавление):
Давление пара (изб.) 0,35 МПа (3,5 кгс/см2)
Температура пара рабочая 293 °С

Система пара.

Пар на турбины дымососов и маслонасосов поступает из коллектора пара избыточным давлением 4,05 МПа (40,5 кгс/см2) и tраб=(360÷380)°С. Отработанный пар после турбин направляется в коллектор пара избыточным давлением 0,35 МПа (3,5 кгс/см2) и tраб=293°С. Отключение пара от коллекторов (свежего и отработанного) производится двумя задвижками. На второй по ходу задвижке установлен байпас для прогрева трубопровода. Пар с избыточным давлением 0,35 МПа (3,5 кгс/см2) и tраб=160°С используется для подогрева масла в маслобаке и для обогрева МЩУ. ПК после змеевиков подогревателей выводится в коллектор ПК через конденсационные горшки.

Пар протечек из сальников турбин и уплотнений клапанов поступает в конденсатор смешения, где конденсируется разбрызгиваемой ОВ. В системе отсоса пара поддерживается абсолютное давление 95 кПа (0,95 кгс/см2).

Маслосистема.

В состав маслосистемы агрегата входят:

  • маслобак;
  • ГМН с приводом от паровой турбины НТ 35-50, предназначен для обеспечения маслом системы смазки и системы регулирования;
  • вспомогательный масляный насос с приводом от электродвигателя, установлен на маслобаке турбины, является резервом ГМН;
  • ЦМН с приводом от электродвигателя. Установлен на маслобаке турбины. Предназначен для обеспечения маслом системы смазки в период пуска и остановки турбины. После ЦМН масло поступает в систему смазочного масла;
  • два холодильника масла;
  • установка очистки масла от механических примесей и влаги;
  • система регулирования и защиты;
  • система смазочного масла.

Включение вспомогательного насоса происходит автоматически при падении давления регулирующего масла от ЭКМ.

Масло после ГМН с Ризб=0,6 МПа (6 кгс/см2) и температурой (40÷60)°С поступает в коллектор регулирующего масла. От коллектора регулирующее масло распределяется:

  • на масляный выключатель;
  • на ЭКМ (автозапуск вспомогательного масляного насоса);
  • на двухсторонний предохранитель осевого сдвига;
  • в маслобак через перепускной клапан;
  • в коллектор смазочного масла через ограничительную шайбу (дроссель).
ГМН центробежный
Производительность 21 м3
Привод паровая турбина НТ 35-50
Частота вращения вала турбины (рабочая) 5000 мин-1
Давление пара (изб.) на входе (3,7÷4,05) МПа ((37÷40,5) кгс/см2)
Температура пара рабочая на входе (360÷380) °С
Давление пара (изб.) на выходе 0,35 МПа (3,5 кгс/см2)
Температура пара рабочая на выходе 293 °С
Вспомогательный маслонасос шестеренчатый с приводом от электродвигателя
Давление регулирующего масла (изб.) (0,5÷0,6) МПа ((5÷6) кгс/см2)
Давление масла смазки (изб.) (0,15÷0,2) МПа ((1,5÷2) кгс/см2)
Температура масла рабочая (35÷45) °С
Температура нагрева подшипников турбины и вентилятора (50÷70) °С

После масляного выключателя масло поступает:

  • в сервомотор пускового клапана;
  • в сервомотор регулирующих клапанов;
  • в электромагнитный клапан защиты электроимпульсом;
  • в линию вторичного импульсного масла («Р2») через ограничительную шайбу (дроссель).

Импульсное масло «Р2» распределяется:

  • в трансформатор давления масла;
  • в сервомотор регулирующих клапанов;

От импеллера первичное импульсное масло («Р1») поступает в трансформатор давления масла и на ЭКМ первичного масла.

Система смазочного масла.

Избыточное давление в системе смазочного масла (0,15÷0,2) МПа ((1,5÷2) кгс/см2) регулируется перепускным клапаном, выдачей масла в дренажную линию и далее в маслобак.

Далее смазочное масло поступает на один из холодильников масла. Холодильник представляет собой четырех ходовой по ОВ горизонтальный кожухотрубчатый теплообменник. Масло проходит снизу вверх противоходом потоку воды.

На выходе масла из холодильника установлен фильтр. Чистка фильтра и маслохолодильника производится при отключенном холодильнике.

После холодильника смазочное масло распределяется на:

  • импеллер;
  • подшипники турбины;
  • на ЭКМ смазочного масла.

Система регулирования и защиты.

Регулирование режима работы турбины производится гидравлико- механическими устройствами. К регулирующим устройствам относятся:

  • пусковой клапан;
  • регулирующие клапаны;
  • трансформатор давления масла.

Защитные устройства:

  • масловыключатель;
  • автомат безопасности;
  • двухсторонний предохранитель осевого сдвига;
  • дистанционная остановка турбины (защита электроимпульсом);
  • автоматическая остановка турбины при снижении давления смазочного масла (защита электроимпульсом).

Пусковой клапан.

Установлен на линии пара избыточным давлением 4,05 МПа (40,5 кгс/см2) перед регулирующими клапанами и служит для аварийного отключения турбины.

Состоит из диффузорного клапана и сервомотора. Регулирующее масло после масловыключателя подается в цилиндр сервомотора. Открытие клапана производится давлением масла, закрытие – силой пружины.

Диффузорный клапан состоит из диффузора и 2-х конусов – малого и основного. В начальный период пар подается через малый конус и после выравнивания давления пара до и после основного конуса открывается основной конус.

В процессе эксплуатации может быть заедание направляющих частей пускового клапана, поэтому необходимо периодически проверять пусковой клапан на подвижность.

Защитные устройства турбины автоматически закрывают пусковой клапан при:

  • превышении числа оборотов вала турбины более допустимого;
  • снижении давления смазочного масла менее допустимого;
  • снижении давления регулирующего масла менее допустимого;
  • осевом сдвиге более допустимого;
  • дистанционной остановке турбины;
  • ручной остановке турбины воздействием на любую из защит.

Регулирующие клапаны.

Установлены на паропроводе после пускового клапана и предназначены для регулирования подачи пара и, следовательно, числа оборотов турбины.

Ползунки регулирующих клапанов установлены на одной оси и соединены рычагом с сервомотором. Регулирующее масло подведено к поршню сервомотора, а импульсное масло «Р2» – к приемнику скоростных импульсов. Открытие регулирующих клапанов производится сервомотором и рычагом, закрытие – пружинами.

Положение регулирующих клапанов зависит от давления импульсного масла «Р2». При увеличении давления импульсного масла «Р2», происходит перемещение рабочих поршней сервомотора и открытие регулирующих клапанов.

Давление импульсного масла «Р2» должно быть в пределах (0,1÷0,3) МПа ((1÷3) кгс/см2), что соответствует нормальным оборотам турбины.

Трансформатор давления масла.

Служит для усиления импульсного масла «Р1» от регулятора скорости к приемнику скоростных импульсов регулирующих клапанов и управления оборотами турбины при ручном регулировании.

Трансформатор подключен по входу к импульсному маслу «Р1» после регулятора скорости, по выходу к импульсному маслу «Р2». Изменение средних оборотов турбины и управление оборотами производится маховиком.

При пуске и остановке турбины регулирование оборотами осуществляется вращением маховика. При вращении по часовой стрелке – увеличение оборотов, против часовой – уменьшение.

Скоростной регулятор — импеллер.

Выполнен в виде вращающегося канала. Вращающаяся часть регулятора навинчена на валу турбины и вращается на подшипнике регулятора. Смазочное масло подводится во входную камеру. Под действием центробежной силы в выходной камере создается давление масла, которое пропорционально числу оборотов турбины. Из выходной камеры импульсное масло «Р1» подается на трансформатор масла, избыток масла по линии дренажа стекает в маслобак.

Масловыключатель.

Предназначен для аварийного отключения турбины путем закрытия пускового клапана.

При нормальной работе регулирующее масло проходит масловыключатель и подается в цилиндр сервомотора пускового клапана, срабатывание выключателя заключается в перемещении золотника. При этом закрывается вход регулирующего масла и открывается слив масла из линии на пусковой клапан. Второй подвод масла выполнен к цилиндру с поршнем масловыключателя от блокировочных устройств и при нормальной работе путь маслу перекрыт. Поршень связан с золотником. При срабатывании прибора открывается путь маслу в цилиндр и происходит перемещение золотника. Золотник масловыключателя может быть перемещен двумя способами:

  • с помощью рычага при ручной остановке турбины;
  • при срабатывании любой из защит.

Автомат безопасности.

На валу турбины закреплен с помощью пружины боек. При превышении числа оборотов вала турбины центробежная сила преодолевает усилие пружины, боек выдвигается и перемещает золотник масловыключателя.

Принцип действия остальных защитных устройств (защита электроимпульсом, предохранитель осевого сдвига) одинаковый и заключается в следующем. К каждому устройству подведено регулирующее масло. Выход масла после устройства врезан в общую линию, которая соединена с цилиндром масловыключателя.

При нормальной работе выход маслу перекрыт. При срабатывании устройства (или нескольких устройств) открывается путь маслу на масловыключатель и последний срабатывает