Для предотвращения потребления молодыми людьми алкоголя, табака и наркотиков в школах Европы используются различные подходы к обучению. В основном, эта работа включает в себя не только приобретение фактических знаний, но также навыков и свойств, которые способствуют личному и социальному развитию школьников. Зачастую в литературе встречается много противоречия при определении элементов школьных программ, которые могут повлиять на знания, отношение и поведение; выводы исследований касаются только изученных программ. Влияние внутренних и внешних факторов на отношение и поведение ограничивает масштаб и ожидаемые результаты школьных мероприятий. И всё же программы, в которых используются несколько различных стратегий, являются наиболее многообещающими.
Всесторонние программы и программы по социального влияния показали себя наиболее эффективными в профилактике потребления наркотических веществ. Составными компонентами программ социального влияния являются обучение противостоянию социальному давлению, информация, обещания не потреблять наркотические вещества и определение норм. Всесторонние программы в среднем содержат семь различных компонентов в различных комбинациях. Все всесторонние программы содержат информацию и обучение принятию решений и навыкам противостояния. Когда компоненты каждого типа программ действовали по отдельности, поведенческие результаты были в лучшем случае разнородными. Отдельные элементы каждой положительно оцененной программы существенно различались. Комбинирование разных стратегий и методологий, похоже, повышает вероятность достижения желаемого эффекта.
Несмотря на неопределенность в отношении мер влияния на связанные с потреблением наркотических веществ отношение и поведение, следующие элементы продемонстрировали свое воздействие: занятия, проводимые подростками и обучение, развивающее навыки. Активное участие самих подростков в обучении является основной характерной чертой наиболее эффективных программ. Кроме того, продемонстрировали позитивные результаты программы, касающиеся социального влияния на отношение и поведение молодых людей. Сочетание информации (о веществе и социальном влиянии на его потребление) и конкретных навыков противостояния потреблению наркотических веществ, видимо, по крайней мере частично является причиной успеха некоторых программ. Вне зависимости от комбинации стратегий, которые используются школой для профилактики потребления наркотических веществ наиболее многообещающая общая стратегия должна:
- быть частью общей программы санитарного просвещения и укрепления здоровья учащихся;
- использовать различные методы;
- подчеркивать настоящее, не будущее; и
- учитывать личные, психологические, культурные, социальные, семейные и другие факторы, влияющие на отношение и поведение
Полагают, что программа с большей вероятностью повлияет на отношение и поведение учащихся если она:
- содержит рекомендацию и рекомендующего, которые пользуются уважением и подходят обучаемой группе;
- она не поучающая и созвучна существующему общественному мнению и отношению;
- требует больше активного, чем пассивного участия;
- подходит учащимся, обладающим различными способностями и/или представителям различных культур;
- имеет соответствующие цели и задачи и значительную продолжительность и интенсивность;
- она сопровождается длительным закреплением школьных рекомендаций на разных уровнях и повторением и адаптацией рекомендаций по основным пунктам в течение всего обучения;
- обеспечивает соответствующее обучение и поддержку задействованным учителям или привлеченными преподавателями;
- тщательно выполняется; и
- интересует родителей или вовлекает их а работу,
К полезным методам относятся:
- дискуссии в классе или небольших группах (с отзывами групп для всего класса);
- опросы и другая исследовательская работа;
- письменные упражнения, включая домашнюю работу с родителями, а также реклама, четверостишия, рассказы, пьесы и газетные статьи;
- исследовательская работа в библиотеке;
- рисование, графический дизайн и видеофильмы
- «мозговые атаки»
- сигнальные карточки (в младших классах)
- подсчет потребления и связанного с этим вреда;
- приготовление и проба безалкогольных напитков;
- приглашение специалистов, таких как полицейские, доктора, наркологи с последующей дискуссией; и
- представление оригинальных творческих работ другим классам и школам.