Организация работы шахтного подъема должна обеспечивать безопасную, производительную и равномерную работу, всего горного предприятия.
В частности, график организации работы главного подъема должен быть четко скорректирован с графиком поступления груза (полезного ископаемого) в околоствольный двор. Графиком организации работы вспомогательного подъема четко регламентируется время на выдачу из шахты породы, спуск и подъем людей, спуск материалов. Кроме того, предусматривают время на ежесуточный осмотр клети и канатов, осмотр ствола и подъемной машины.
На основе расчета баланса рабочего времени строят график работы подъемной установки (рис.3). Как видно из рисунка, подъем работает все три семичасовые смены, причем, во второй половине каждой смены предусмотрены осмотр подъемной установки и резерв времени.
График работы подъема составляется главным механиком и начальником внутришахтного транспорта, а затем утверждается главным инженером шахты.
В настоящее время в системе внутрирудничных грузопотоков, при погрузке и транспортировании (доставке) руды широко используют самоходное оборудование. Как правило, это погрузочно-доставочные машины или комплексы из погрузочных машин в сочетании с транспортными средствами, например, подземный экскаватор с автосамосвалами или самоходными вагонами. Применение самоходного оборудования обеспечивает высокую нагрузку на очистной забой, улучшает комфортность условий труда, повышает производительность труда рабочих.
Область применения этого типа горно-шахтного оборудования обширна: при различных схемах подготовки горизонтов и блоков и практически при любых системах разработки. Этот вид оборудования может эксплуатироваться на этажном горизонте или подэтажах при самотечном донном или торцевом выпуске руды из очистного пространства и при других технологических схемах.
Применение погрузочно-доставочных и транспортных самоходных средств при все увеличивающемся отраслевом парке требует постоянного совершенствования организации эксплуатации мобильного, высокопроизводительного, но и вместе с тем дорогостоящего оборудования, так как затраты на транспортирование полезного ископаемого в значительной степени определяются стоимостью используемого оборудования.
Под организацией эксплуатации следует понимать систему мероприятий, направленных на достижение согласованной во времени и в пространстве работы данной техники, в процессе функционирования ее в системе грузопотоков, обеспечивающих плановые нагрузки на очистные забои при минимальных эксплуатационных затратах.
Эффективность применения погрузочно — транспортного самоходного оборудования определяется следующими организационными задачами:
- формирование погрузочно-транспортных комплексов самоходного оборудования;
- централизация и децентрализация работы парка оборудования и ремонтной базы;
- определение форм обслуживания пунктов погрузки и очистных забоев;
- организация движения на маршрутах;
- расстановка оборудования в блоках;
- организация труда;
- организация контроля и учета работы погрузочно-транспортного самоходного оборудования.
Решение перечисленных выше задач позволит определить пути повышения производительности самоходного оборудования в конкретных условиях его эксплуатации.