Техноло­гический транспорт, обслуживающий карьеры

Ha большинстве современных горных предприятий техноло­гический транспорт, обслуживающий карьеры, выделяется в самостоятельный транспортный цех: железнодорожный, авто­мобильный, погрузочно-транспортное управление и др. Во всех случаях транспортный цех выполняет все работы по техниче­скому обслуживанию и текущему ремонту подвижного со­става.

На большинстве горно-обогатительных комбинатов черной и цветной металлургии, применяющих технологический авто­транспорт, существуют полнокомплексные обособленные авто­хозяйства, в состав которых входят специальные здания и сооружения для технического обслуживания и ремонта, посты для контроля технического состояния автосамосвалов, соору­жения для хранения автотранспортных средств в межсменное время и нерабочие дни (чаще всего — открытые стоянки), пункты заправки и хранения горюче-смазочных материалов, подсобные и вспомогательные помещения.

Основным параметром, определяющим эффективность взаи­модействия автохозяйства и карьера, является производствен­ная мощность ремонтно- технической базы, которая характери­зуется обычно числом машино — мест в зоне технического обслу­живания и ремонта. Мощность ремонтной базы должна обес­печивать своевременный ремонт и обслуживание имеющегося парка карьерных автосамосвалов с наименьшими затратами, для чего должно быть установлено оптимальное соотношение числа автосамосвалов и машино — мест.

В автохозяйство из карьера поступают два потока автоса­мосвалов: исправных и неисправных. Поток автомобилей в карьере формируется из исправных автомобилей, хранящихся на стоянках, и отремонтированных автосамосвалов.

Поэтому показатели использования экскаваторов и автосамосвалов, отражающие влияние неравномерности процессов экскавации и транспортирования в течение смены и неравно­мерности выхода автосамосвалов, должны определяться как результат функционирования двух фаз системы массового об­служивания: карьера и автохозяйства [8].

При этом общая схема расчетов выглядит следующим об­разом.

Предположим, в системе работают N автосамосвалов и М экскаваторов, имеется m ремонтных машино — мест. Будем счи­тать, что за время рабочей смены автосамосвалы могут нахо­диться на линии (n исправных автомашин) или на техниче­ском обслуживании в ремонтной базе (S = N-n автомашин, нуждающихся в ремонте). При этом в случае S>m часть ма­шин простаивает в ожидании ремонта.

Кроме того, будем считать, что в каждый момент времени в карьере могут находиться К автосамосвалов, готовых к за­грузке. Тогда число простаивающих машин («очередь заявок на обслуживание») равно К-М.

По формулам теории массового обслуживания можно оп­ределить вероятность того, что в любой момент времени в си­стеме находятся К заявок на обслуживание, при условии, что известны величины  и — соответственно плотность потока автосамосвалов, следующих на погрузку, и интенсивность по­грузки в карьере при наличии М экскаваторов. Отсюда сред­ние коэффициенты использования автосамосвалов  и экска­ваторов kэкс в течение смены определяются по формулам:

(9)

где   — коэффициент   использования автосамосвалов   при   заданном   постоянном   n; — ха­рактеристика карьера как системы массового обслуживания.

В формулах (9) величина Рn представляет собой вероят­ность того, что n автосамосвалов будут работать в карьере. По величине Рn равна Ps -вероятности того, что s автомашин находятся в ремонте или в ожидании ремонта. Величина Рs определяется из выражений:

(10)

(11)

где — коэффициент, равный отношению интенсивности по­тока отказов автосамосвалов к интенсивности их восстановле­ния; Р0 — вероятность того, что в системе отсутствуют заявки.

Коэффициент  характеризует техническое состояние автосамосвалов и уровень сложившейся организации технических процессов в карьерном автохозяйстве. По его величине опре­деляют коэффициент технического использования автосамосва­лов: .

Величина  равна отношению времени работы самосвалак полному времени нахождения его в системе, с учетом времени на ремонт и на техническое обслуживание :

(12)

Практически коэффициент  не зависит от режимов и времени нахождения автосамосвалов на линии, определяясь только уровнем организации и развития ремонтно-технической базы.

Рассмотренные методические принципы позволяют полу­чить зависимость использования автосамосвалов и экскавато­ров от ряда показателей системы, что в свою очередь дает возможность определять оптимальное число автосамосвалов на один экскаватор в смену с учетом возможностей ремонтной базы, т. е. в соответствии с уровнем технического использова­ния автомашин. Данная методика не требует применения эко­номических показателей, поскольку оперативные организаци­онные задачи решаются по критерию наилучшего использова­ния оборудования.

В результате использования методики в условиях ряда карьеров и автохозяйств простои транспортных средств в оче­реди на погрузку в среднем сократились на 30%, сменная про­изводительность автосамосвала увеличилась на 14%.