Одним из важнейших условий непрерывности основного производственного процесса на горном предприятии (шахта, рудник) является рациональная организация работы технологических комплексов на поверхности. Это, во-первых, угольный комплекс на поверхности, где осуществляются приемка угля, его сортировка, складирование и погрузка в железнодорожные вагоны.
Во-вторых, породный комплекс на поверхности, принимающий породу, выдаваемую из шахты, которая затем транспортируется в отвал.
В-третьих, комплексы на поверхности по своевременному обеспечению производственных объектов необходимыми материалами, оборудованием, запасными частями, инструментом, энергией, водой, вентиляцией, связью, отоплением и т. д.
В-четвертых, комплекс, обеспечивающий спуск трудящихся н шахту и подъем их на поверхность, учет числа выходов рабочих, а также их полное обслуживание в административно-бытовом комбинате.
Организация работы того или иного комплекса на поверхности должна быть неразрывно связана с организацией и управлением работы основных участков и цехов. От правильной, рациональной организации работы вспомогательных участков и цехов, расположенных на поверхности, во многом зависит ритмичная высокопроизводительная работа всего горного предприятия.
Организацией погрузки угля в железнодорожные вагоны, отправкой его по маршрутам и приемкой грузов, которые прибывают на шахту, занимается участок технологического комплекса поверхности, который входит в состав производственной службы шахты и подчиняется заместителю директора шахты по производству.
Эффективность организации погрузки угля в железнодорожные вагоны во многом зависит от типа погрузочных устройств, конструкции которых определяются: числом марок угля, зольностью, крепостью и влажностью его; необходимостью рассортировки углей; видом шахтного подъема (клетевой, скиповой, конвейерный); объемом суточной погрузки.
В зависимости от типа погрузочных устройств различают бункерную, полубункерную и безбункерную погрузку угля.
Бункерная погрузка наиболее распространена вследствие ее наибольшей эффективности и степени механизации. Тип погрузочных бункеров зависит от способа погрузки. Наиболее эффективен бункер с центральной погрузкой. Двусторонние и комбинированные бункера применяют при погрузке рассортированных углей в несколько вагонов, расположенных на разных путях. Вместимость погрузочных бункеров должна быть не меньше полутора составов вагонов, одновременно подаваемых на шахту под погрузку.
Пропускная способность бункеров определяется производительностью его погрузочных приспособлений и зависит от таких факторов, как число путей, на которых производят одновременную погрузку, число одновременно загружаемых вагонов на каждом пути, продолжительность загрузки одного вагона, средняя грузоподъемность вагона и коэффициент использования бункера во времени.
Увеличение пропускной способности бункера достигается за счет средств автоматизации и централизации управления.
Пропускная способность бункерной погрузки Пб, т/ч, рассчитывается по формуле
(13)
где — продолжительность загрузки вагона на i-м пути, мин; — число одновременно загружаемых, вагонов на i-м пути; kн — коэффициент использования бункера во времени, kн=(24-Тпер)/24, ч, Тпер -продолжительность перерывов между погрузками железнодорожных составов, ч; gв — средняя грузоподъемность вагона, т.
При погрузке угля из бункеров в железнодорожные вагоны выполняются операции в следующей последовательности: непосредственная загрузка железнодорожного вагона, взвешивание и дозировка угля, протягивание вагона под бункером и разравнивание угля в вагоне. Весь комплекс работ в смене по погрузке выполняют оператор погрузки, несколько грузчиков и дежурный электрослесарь.
Оператор управляет погрузкой с пульта, откуда видны все загружаемые вагоны. Управляя маневровой лебедкой и загрузочными устройствами, он передвигает вагоны, регулирует высоту отсыпки угля и разравнивает его. Рабочие-грузчики очищают и ремонтируют вагоны, следят за чистотой пути. Электрослесарь осуществляет текущий контроль и уход за оборудованием. Каждый загруженный вагон взвешивается и масса его доводится до установленной нормы.
Организация работы комплекса по погрузке угля в железнодорожные вагоны на поверхности шахты должна обеспечивать: бесперебойную подачу под погрузку угля железнодорожных вагонов в соответствии с принятым графиком, своевременный осмотр и подготовку вагонов под погрузку угля, подготовку угля для погрузки его в железнодорожные вагоны, своевременную отгрузку угля по маркам и сортам потребителям в соответствии с нарядами отделений Углеснабсбыта, соблюдение установленного времени погрузки железнодорожных вагонов, полную загрузку вагонов в соответствии с их грузоподъемностью, сохранение качества углей в процессе погрузки, своевременное оформление документов на отгруженный уголь, полное использование погрузочно-разгрузочных средств при минимальных эксплуатационных затратах.
В связи с этим обслуживающий персонал на погрузке угля в железнодорожные вагоны стремится к сокращению простоев и повышению пропускной способности пункта загрузки за счет сокращения времени загрузки железнодорожных вагонов. Для хранения угля, а также для обеспечения непрерывной работы железнодорожного транспорта и заданного режима работы шахты в случае перебоев в подаче порожних вагонов под погрузку на шахте оборудуют угольные склады. Они предназначены также для складирования угля определенных марок или хранения рядового угля для последующего разделения его по сортам, хранения угля перед отправкой его на шахтную обогатительную фабрику или после обогащения перед отправкой потребителю, обеспечивая независимую работу шахты и обогатительной фабрики. Вместимость склада устанавливается с учетом 5-12-суточной производственной мощности шахты. Уголь на складах укладывают штабелями по маркам.
Содержание работ на угольных складах должно обеспечивать: сохранение качества угля и уменьшение его потерь при хранении; устранение излишних перебросок угля и предохранение его от самовозгорания; отгрузку угля в порядке очередности поступления его на склад; внедрение механизации на погрузочно-разгрузочных работах и рациональное использование рабочих.
Для обеспечения бесперебойной добычи угля и систематического снабжения участков и цехов оборудованием, материалами, спецодеждой и инструментом на шахте организовано складское хозяйство, которое включает материальный склад и склад лесных материалов.
Материальные склады по масштабу обслуживания разделяются на центральные и участковые, предназначенные для хранения запасных частей и инструмента. Прием, отпуск и учет материалов, проверка наличия их на складе и наблюдение за нормами запаса производят в соответствии с инструкциями и положениями Минуглепрома СССР.