Организация работы технологического комплекса и вспомогательных работ на поверхности

Одним из важнейших условий непрерывности основного производственного процесса на горном предприятии (шахта, рудник) является рациональная организация работы техноло­гических комплексов на поверхности. Это, во-первых, угольный комплекс на поверхности, где осуществляются приемка угля, его сортировка, складирование и погрузка в железнодорожные вагоны.

Во-вторых, породный комплекс на поверхности, принимаю­щий породу, выдаваемую из шахты, которая затем транспор­тируется в отвал.

В-третьих, комплексы на поверхности по своевременному обеспечению производственных объектов необходимыми мате­риалами, оборудованием, запасными частями, инструментом, энергией, водой,  вентиляцией, связью, отоплением и т. д.

В-четвертых, комплекс, обеспечивающий спуск трудящихся н шахту и подъем их на поверхность, учет числа выходов ра­бочих, а также их полное обслуживание в административно-бытовом комбинате.

Организация работы того или иного комплекса на поверх­ности должна быть неразрывно связана с организацией и уп­равлением работы основных участков и цехов. От правильной, рациональной организации работы вспомогательных участков и  цехов, расположенных  на поверхности,  во   многом  зависит ритмичная    высокопроизводительная    работа    всего    горного предприятия.

Организацией погрузки угля в железнодорожные вагоны, отправкой его по маршрутам и приемкой грузов, которые при­бывают на шахту, занимается участок технологического комп­лекса поверхности, который входит в состав производственной службы шахты и подчиняется заместителю директора шахты по производству.

Эффективность организации погрузки угля в железнодо­рожные вагоны во многом зависит от типа погрузочных уст­ройств, конструкции которых определяются: числом марок уг­ля, зольностью, крепостью и влажностью его; необходимостью рассортировки углей; видом шахтного подъема (клетевой, ски­повой, конвейерный); объемом суточной погрузки.

В зависимости от типа погрузочных устройств различают бункерную,  полубункерную   и   безбункерную  погрузку  угля.

Бункерная погрузка наиболее распространена вследствие ее наибольшей эффективности и степени механизации. Тип по­грузочных бункеров зависит от способа погрузки. Наиболее эффективен бункер с центральной погрузкой. Двусторонние и комбинированные бункера применяют при погрузке рассорти­рованных углей в несколько вагонов, расположенных на раз­ных путях. Вместимость погрузочных бункеров должна быть не меньше полутора составов вагонов, одновременно подавае­мых на шахту под погрузку.

Пропускная способность бункеров определяется производи­тельностью его погрузочных приспособлений и зависит от та­ких факторов, как число путей, на которых производят одно­временную погрузку, число одновременно загружаемых ваго­нов на каждом пути, продолжительность загрузки одного ва­гона, средняя грузоподъемность вагона и коэффициент исполь­зования бункера во времени.

Увеличение пропускной способности бункера достигается за счет средств автоматизации и централизации управления.

Пропускная способность бункерной погрузки Пб, т/ч, рассчи­тывается по формуле

(13)

где —  продолжительность загрузки вагона на i-м пути, мин; — число одновременно загружаемых, вагонов на i-м пути; kн — коэффициент использования бункера во времени, kн=(24-Тпер)/24, ч, Тпер -продолжительность перерывов меж­ду погрузками железнодорожных составов, ч; gв — средняя грузоподъемность вагона, т.

При погрузке угля из бункеров в железнодорожные вагоны выполняются операции в следующей последовательности: непо­средственная загрузка железнодорожного вагона, взвешивание и дозировка угля, протягивание вагона под бункером и разрав­нивание угля в вагоне. Весь комплекс работ в смене по по­грузке выполняют оператор  погрузки, несколько грузчиков и дежурный электрослесарь.

Оператор управляет погрузкой с пульта, откуда видны все загружаемые вагоны. Управляя маневровой лебедкой и за­грузочными устройствами, он передвигает вагоны, регулирует высоту отсыпки угля и разравнивает его. Рабочие-грузчики очищают и ремонтируют вагоны, следят за чистотой пути. Электрослесарь осуществляет текущий контроль и уход за оборудованием. Каждый загруженный вагон взвешивается и масса его доводится до установленной нормы.

Организация работы комплекса по погрузке угля в желез­нодорожные вагоны на поверхности шахты должна обеспечи­вать: бесперебойную подачу под погрузку угля железнодорож­ных вагонов в соответствии с принятым графиком, своевремен­ный осмотр и подготовку вагонов под погрузку угля, подго­товку угля для погрузки его в железнодорожные вагоны, свое­временную отгрузку угля по маркам и сортам потребителям в соответствии с нарядами отделений Углеснабсбыта, соблюде­ние установленного времени погрузки железнодорожных ваго­нов, полную загрузку вагонов в соответствии с их грузоподъ­емностью, сохранение качества углей в процессе погрузки, своевременное оформление документов на отгруженный уголь, полное использование погрузочно-разгрузочных средств при минимальных эксплуатационных затратах.

В связи с этим обслуживающий персонал на погрузке угля в железнодорожные вагоны стремится к сокращению простоев и повышению пропускной способности пункта загрузки за счет сокращения времени загрузки железнодорожных вагонов. Для хранения угля, а также для обеспечения непрерывной работы железнодорожного транспорта и заданного режима ра­боты шахты в случае перебоев в подаче порожних вагонов под погрузку на шахте оборудуют угольные склады. Они предна­значены также для складирования угля определенных марок или хранения рядового угля для последующего разделения его по сортам, хранения угля перед отправкой его на шахтную обогатительную фабрику или после обогащения перед отправ­кой потребителю, обеспечивая независимую работу шахты и обогатительной фабрики. Вместимость склада устанавливается с учетом 5-12-суточной производственной мощности шахты. Уголь на складах укладывают штабелями по маркам.

Содержание работ на угольных складах должно обеспечи­вать: сохранение качества угля и уменьшение его потерь при хранении; устранение излишних перебросок угля и предохра­нение его от самовозгорания; отгрузку угля в порядке очеред­ности   поступления  его  на   склад;   внедрение  механизации   на погрузочно-разгрузочных работах и  рациональное использова­ние рабочих.

Для обеспечения бесперебойной добычи угля и системати­ческого снабжения участков и цехов оборудованием, материа­лами, спецодеждой и инструментом на шахте организовано складское хозяйство, которое включает материальный склад и склад лесных материалов.

Материальные склады по масштабу обслуживания разде­ляются на центральные и участковые, предназначенные для хра­нения запасных частей и инструмента. Прием, отпуск и учет материалов, проверка наличия их на складе и наблюдение за нормами запаса производят в соответствии с инструкциями и положениями Минуглепрома СССР.