Анализ действующей системы оплаты труда с точки зрения теорий мотивации

В сентябре  1997 года на дороге введены новые условия оп­латы труда. Подготовительная работа по введению Отраслевой единой тарифной  сетки  на дороге  проведена в  максимально сжатые   сроки.   Приказами   соответствующих   руководителей предприятий были созданы квалификационные и аттестацион­ные комиссии  по проведению  перетарификации работ и при­своению разрядов рабочим, аттестации руководителей, специа­листов и служащих. Для проверки качества проводимой атте­стации, решения возникающих в ходе ее проведения вопросов и подведения итогов создана дорожная экспертная комиссия. В проведении этой работы активное участие принимали профсо­юзные комитеты. Участие профсоюзов в проводимых админист­рацией дороги мероприятиях по введению новых условий опла­ты труда позволило снять излишнюю напряженность и избежать конфликтных ситуаций в трудовых коллектива.

На перевозках среднемесячная заработная плата в декабре составила 1750 р., (рост к августу —123,4%).

Заработная плата рабочих в среднем за четыре месяца воз­росла на 13,2% (1480руб.), руководителей — на 44,4% (2908 р.), специалистов — 229; (1990 р.).

При этом по ведущим профессиям заработная плата составила:

  • машинисты пассажирского движения 3218 р.
  • машинисты грузового движения 2827 р.
  • слесари по ремонту подвижного состава 1539 р.
  • электромеханики контактной сети 2337,8 р.
  • электромонтеры контактной сети 1494 р.
  • составители поездов 1762 р.
  • монтеры пути 1568 р.
  • осмотрщики вагонов 1666,5 р.
  • электромонтеры СЦБ и связи 1243 р. Всего на новую сис­тему оплаты труда переведено 95% работников основной дея­тельности.
Читать также:  Основные возражения клиентов, с которыми приходится сталкиваться на практике, а так же рекомендации по их преодолению

Введение Отраслевой единой тарифной сетки позволило увеличить долю тарифа (оклада.) в заработной плате в следую­щих размерах:

  • рабочие с 37,9% до 39,4%;
  • руководители с 40,2% до 50,5%;;
  • специалисты с 40,8%; до 49,3%;
  • служащие с 41,3% до 56,0%.

В целом по дороге доля тарифа в заработной плате возросла с 38,5% до 42,39с. Причем удельный вес тарифа значительно разнится по отделениям. Например, на Омском отделении доро­ги удельный вес тарифа в заработной плате рабочих составляет 41,4%, а на Кузбасском — только 35,8%. Это объясняется на­личием дополнительных льгот, которыми пользовались работ­ники данного отделения дороги.

Значительный рост тарифа у руководителей и специалистов (соответственно 87,7% и 49,9%) позволяет укомплектовать кад­ры грамотными специалистами и повысить требовательность к командирам среднего звена и специалистам всех уровней.

В результате перетарификации повысился средний разряд рабочих с 3,8 до 3,9, с учетом рабочих, ранее бывших на окла­дах. Значительно вырос средний разряд рабочих в хозяйстве пути с 3.1 до 3,67, движения с 3,67 до 4,06. Снижение разрядов произошло по Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров с 3,83 до 3,42. Это стало возможным в связи с тем, что к новом ЕТКС предъявляются низкие квалификационные требования к таким ведущим профессиям для данного хозяйст­ва: проводники пассажирских вагонов, билетные кассиры.

Читать также:  Нам завещана память и слава!

Всего рабочих, получивших снижение разрядов, 1453 человек, из них на один разряд — 1130, на два — 353. Повышены разряды — 8437 человек, в том числе на один раз­ряд — 7426, на два разряда — 101 1 человек.

Среди рабочих массовых профессий повышение разрядов произошло у составителей поездов, осмотрщиков-ремонтников и осмотрщиков вагонов, монтеров пути.

В первую очередь проанализируем действующую систему оплаты труда с точки зрения теории Герцберга. То есть оценим, удовлетворяла ли данная система потребности человека, яв­ляющиеся мотивирующими факторами.

Первым рассмотрим такой мотивирующий фактор как возмож­ность роста. Для удовлетворения этой потребности необходимо, чтобы система оплаты труда обладала следующими чертами:

  • четкая, иерархически выстроенная система тарифов (ок­ладов) должна охватывать все группы работников — от рабочих до руководителей различных уровней;
  • внутри каждой категории работников (рабочих, техниче­ских исполнителей, специалистов и руководителей) тариф (ок-
  • лад) должен возрастать с каждым последующим разрядом ква­лификации;
  • тариф (оклад) должен возрастать с  повышением уровня управления  от линейных  предприятий до управлений дорог и МПС;
  • тариф (оклад) должен возрастать при переходе работника из одной должностной  категории  в другую —  от рабочих  к техническим исполнителям, специалистам и руководителям;
  • разница тарифов (окладов) при переходе к более высокой ступени иерархии должна быть ощутимой;
  • система возрастающих тарифных коэффициентов должна быть четкой и наглядно понятной каждому работнику, чтобы его стимулировать;
  • доля тарифа в заработной  плате работника должна быть достаточно высокой, чтобы система заработной платы работников в целом соответствовала иерархии тарифных коэффициентов.
Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий