В сентябре 1997 года на дороге введены новые условия оплаты труда. Подготовительная работа по введению Отраслевой единой тарифной сетки на дороге проведена в максимально сжатые сроки. Приказами соответствующих руководителей предприятий были созданы квалификационные и аттестационные комиссии по проведению перетарификации работ и присвоению разрядов рабочим, аттестации руководителей, специалистов и служащих. Для проверки качества проводимой аттестации, решения возникающих в ходе ее проведения вопросов и подведения итогов создана дорожная экспертная комиссия. В проведении этой работы активное участие принимали профсоюзные комитеты. Участие профсоюзов в проводимых администрацией дороги мероприятиях по введению новых условий оплаты труда позволило снять излишнюю напряженность и избежать конфликтных ситуаций в трудовых коллектива.
На перевозках среднемесячная заработная плата в декабре составила 1750 р., (рост к августу —123,4%).
Заработная плата рабочих в среднем за четыре месяца возросла на 13,2% (1480руб.), руководителей — на 44,4% (2908 р.), специалистов — 229; (1990 р.).
При этом по ведущим профессиям заработная плата составила:
- машинисты пассажирского движения 3218 р.
- машинисты грузового движения 2827 р.
- слесари по ремонту подвижного состава 1539 р.
- электромеханики контактной сети 2337,8 р.
- электромонтеры контактной сети 1494 р.
- составители поездов 1762 р.
- монтеры пути 1568 р.
- осмотрщики вагонов 1666,5 р.
- электромонтеры СЦБ и связи 1243 р. Всего на новую систему оплаты труда переведено 95% работников основной деятельности.
Введение Отраслевой единой тарифной сетки позволило увеличить долю тарифа (оклада.) в заработной плате в следующих размерах:
- рабочие с 37,9% до 39,4%;
- руководители с 40,2% до 50,5%;;
- специалисты с 40,8%; до 49,3%;
- служащие с 41,3% до 56,0%.
В целом по дороге доля тарифа в заработной плате возросла с 38,5% до 42,39с. Причем удельный вес тарифа значительно разнится по отделениям. Например, на Омском отделении дороги удельный вес тарифа в заработной плате рабочих составляет 41,4%, а на Кузбасском — только 35,8%. Это объясняется наличием дополнительных льгот, которыми пользовались работники данного отделения дороги.
Значительный рост тарифа у руководителей и специалистов (соответственно 87,7% и 49,9%) позволяет укомплектовать кадры грамотными специалистами и повысить требовательность к командирам среднего звена и специалистам всех уровней.
В результате перетарификации повысился средний разряд рабочих с 3,8 до 3,9, с учетом рабочих, ранее бывших на окладах. Значительно вырос средний разряд рабочих в хозяйстве пути с 3.1 до 3,67, движения с 3,67 до 4,06. Снижение разрядов произошло по Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров с 3,83 до 3,42. Это стало возможным в связи с тем, что к новом ЕТКС предъявляются низкие квалификационные требования к таким ведущим профессиям для данного хозяйства: проводники пассажирских вагонов, билетные кассиры.
Всего рабочих, получивших снижение разрядов, 1453 человек, из них на один разряд — 1130, на два — 353. Повышены разряды — 8437 человек, в том числе на один разряд — 7426, на два разряда — 101 1 человек.
Среди рабочих массовых профессий повышение разрядов произошло у составителей поездов, осмотрщиков-ремонтников и осмотрщиков вагонов, монтеров пути.
В первую очередь проанализируем действующую систему оплаты труда с точки зрения теории Герцберга. То есть оценим, удовлетворяла ли данная система потребности человека, являющиеся мотивирующими факторами.
Первым рассмотрим такой мотивирующий фактор как возможность роста. Для удовлетворения этой потребности необходимо, чтобы система оплаты труда обладала следующими чертами:
- четкая, иерархически выстроенная система тарифов (окладов) должна охватывать все группы работников — от рабочих до руководителей различных уровней;
- внутри каждой категории работников (рабочих, технических исполнителей, специалистов и руководителей) тариф (ок-
- лад) должен возрастать с каждым последующим разрядом квалификации;
- тариф (оклад) должен возрастать с повышением уровня управления от линейных предприятий до управлений дорог и МПС;
- тариф (оклад) должен возрастать при переходе работника из одной должностной категории в другую — от рабочих к техническим исполнителям, специалистам и руководителям;
- разница тарифов (окладов) при переходе к более высокой ступени иерархии должна быть ощутимой;
- система возрастающих тарифных коэффициентов должна быть четкой и наглядно понятной каждому работнику, чтобы его стимулировать;
- доля тарифа в заработной плате работника должна быть достаточно высокой, чтобы система заработной платы работников в целом соответствовала иерархии тарифных коэффициентов.