Понятие об эмоциях их роли в трудовой деятельности. Совет Д.Карнеги «Живи в отсеке сегодняшнего дня», его формула преодоления беспокойства.
Эмоции и чувства — это отражение реальной жизни в форме переживаний. Чувство относительно устойчиво и постоянно. Оно переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Любовь, гордость, страдание — чувства. А огорчение за любимого человека, обида после неудачи, волнение, когда близкий человек не вернулся вовремя домой, — эмоции.
Эмоции классифицируются на стенические (положительные), астенические (отрицательные) и неопределенные (стыд, страх, гнев). По другой классификации эмоции делятся на интеллектуальные (интерес, любопытство, любознательность), моральные (симпатия, антипатия, уважение, презрение) и эстетические (красивое и безобразное, трагическое и комическое).
Простейшие эмоции бывают и у животных, а чувства — только у человека. Формулу информационной концепции эмоций вывел П.В. Симонов:
Э = П х (Ин — Ис),
где Э — эмоция, П — потребность, Ин — информация необходимая, Ис -информация существующая или имеющаяся.(4. с 346 )
Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий эффективности любого вида труда, воспитания и обучения — положительные эмоциональные переживания. Именно положительные, хотя практика показывает, что наиболее привычное и как бы традиционное педагогическое воздействие, направленное на повышение эффективности и качества работы, на коррекцию поведения подчиненных в лучшую сторону, заключается в наказании. Руководители при этом забывают, что осуждение подчиненного вызывает отрицательные эмоции, а они в свою очередь порождают энергию сдерживания, не способствующую познавательной и творческой деятельности; причем этот эффект наблюдается не у одного труженика, получившего отрицательную оценку старшего, а у значительной части членов коллектива, боящихся попасть в такое же положение.
В исследовании психологи решили выяснить, что в большей степени влияет на производительность труда: квалификация руководителя, его затраты времени и сил, отношение тружеников к работе, наличие необходимого для трудового процесса инвентаря и оборудования или другие факторы. Оказалось, что важно все. Но больше всего сказывается на эффективности работы положительный настрой рабочего коллектива. Если большинство тружеников переживают за успехи и неудачи товарищей, за эффективность работы родного предприятия, за ними невольно тянутся остальные. И чем слабее производственник, тем больше его успехи в труде зависят от трудового коллектива, от социально-психологического климата в нем. Результаты исследования показали: энтузиазм, оптимизм, увлечение трудом передаются не непосредственно от начальника, а через трудовой коллектив.
Если удается увлечь бригаду, цех трудовым заданием, меняется отношение к нему каждого рабочего и инженера. Поистине, как считал Г. Лессинг, «радоваться в одиночку грустно». (4 с.115) Трудно работать в коллективе, где нет активного радостного отношения к процессу труда со стороны товарищей. Это обстоятельство осложняет работу управляющего: пробудить положительные эмоции одного рабочего нетрудно, коллектива бригады или цеха — много сложнее, но тем почетнее задача. Как же ее решать?
Лучшие руководители понимают, что переживание эмоционального подъема существенно зависит от субъективных факторов, связанных с личностью начальника: его отношения к очередному заданию, уверенности в себе, доброжелательности, приветливости; поэтому они, прежде всего, предъявляют высокие требования к себе. Положительные эмоции на работе и во взаимоотношениях с подчиненными — это в первую очередь результат педагогического оптимизма; ведь, чтобы труженики верили в хорошее будущее, в необходимость качественного выполнения очередного задания, чтобы с удовольствием работали, руководитель сам должен верить в это, а также в каждого подчиненного, в его возможности и способности. Нельзя работать с энтузиазмом, создавать добрую атмосферу на предприятии без веры в то, что твой труд не пропадет даром, что он нужен людям.
Любое социально значимое действие предполагает ожидание определенной реакции окружающих, прежде всего авторитетных старших. В психологии это явление получило название экспектации. Подчиненные непроизвольно, часто сами, не зная этого, внимают и приспосабливаются к экспектациям руководителя, стремятся оправдать его ожидания. Если начальник считает исполнителя способным, искренне верит в его возможности работать лучше, добиться больших успехов в труде, это для него мощный «допинг», нередко помогающий даже оставить позади более подготовленных товарищей, стать одним из лучших в коллективе.
Приняв какой-то вариант поведения, к примеру серьезное отношение к работе, и закрепив его в последующей практике, рабочий старается постоянно следовать ему. Из сказанного вытекает важная психологическая рекомендация: управляющему нужно давать как можно чаще положительные, притом мотивированные оценки трудовой деятельности, общественной работе своих подчиненных. Дело спорится, когда работа интересна. В обиходе, в жизни мы считаем, что плохая работа — результат отсутствия интереса к ней. Но это заблуждение. Скука, отсутствие интереса — следствие плохой работы и нежелания старательно, аккуратно выполнять свои обязанности. Надо помнить, что достигнутый успех порождает интерес, тягу к работе, мотивирует положительное отношение производственному процессу. Помня это, руководитель обязан особенно внимательно, заботливо, душевно подходить к тем подчиненным, которые не добиваются успехов в труде, в каком-то конкретном деле.
Это особенно важно потому, что отрицательные эмоции, как установлено в последние годы, являются причиной не только плохого труда, но и одной из причин многих заболеваний, в первую очередь астмы, артритов, крапивницы, простуды и даже туберкулеза.
Положительное эмоциональное подкрепление, исходящее от начальника, окажет активное влияние на формирование психических образований тружеников, на формирование их активности, деловых интересов и потребностей. Исследователи установили, что работа из-под палки, стимулируемая страхом быть наказанным материально, не может быть творческой, не приносит морального удовлетворения. Знаменитое суворовское изречение «тяжело в ученье — легко в бою» к производственному процессу не подходит. Практика показывает: хроническое невыполнение производственного плана — результат массированных отрицательных эмоциональных воздействий; последние порождают не только отвращение к работе, но нередко и жестокость, агрессивность по отношению к руководителям.