Цель урока
Сообщить данные о центральном законодательном органе России — Федеральном Собрании и деятельности его палат: Совета Федерации и Государственной Думы, о месте и роли Президента в России, познакомить учащихся с работой Правительства РФ, органов судебной власти, прокуратуры и других правоохранительных органов.
Поскольку материал этого урока обширен и сложен, ему можно посвятить три часа (занятия) с выделением трех основных тем: «Законодательная власть», «Президент РФ» и «Исполнительная и судебная власть».
План урока
- «Законодательная власть»
- Парламент — орган представительной власти в демократических государствах.
- Понятие парламентаризма.
- Место Федерального Собрания в системе высших органов государственной власти
Российской Федерации. - Структура Федерального Собрания.
- Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы РФ.
- Порядок избрания Государственной Думы и формирования Совета Федерации.
- Порядок принятия законов.
Материал к уроку
Урок целесообразно провести в форме беседы. Учитель отмечает, что Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конституцией 1993 г., называют V Государственной Думой. Почему?
Рассматривая этот вопрос, можно обратиться к материалу курса истории России начала XX в.,— времени действия в стране первого представительного органа власти — Государственной Думы. Закон о выборах в Думу был издан в декабре 1905 г. Интересно, что между нынешней Думой и той, которая приступила к работе в конце апреля 1906 г., много общего. Количество депутатских мест в старой Думе — 448, в нынешней — 450. Большинство мест в той Думе принадлежало кадетам, которых можно считать центристами. В нынешней большинство также принадлежит центристской партии «Единая Россия». В начале XX в. коммунисты бойкотировали работу Государственной Думы; нынешние коммунисты, представленные в Думе в меньшинстве, решили бойкотировать работу некоторых комитетов Думы. В старой и нынешней Думах одним из центральных вопросов был «аграрный». В первом случае решали как распорядиться казенными, монастырскими, помещичьими и другими землями, как наделять ими крестьян. Нынешняя Дума с большим трудом приняла закон о продаже земель хозяйственного назначения. Но самое главное заключается в том, что избранная в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Государственная Дума, можно считать, исторически продолжает деятельность дореволюционной Думы, поскольку наша страна в определенной мере вернулась к политико-экономическим основам, на которых строилась жизнь в России до 1917 г. (исключая, конечно, монархическую государственность и многое другое, с нею связанное).
Сегодня Дума формируется на демократических началах. Выборы прямые, правом голоса обладают все граждане России, кроме тех, кто не достиг 18-летнего возраста, находится в местах заключения по приговору суда или лишен дееспособности по суду. В начале XX в. выборы были многоступенчатыми, возрастной ценз для избирателей был определен 25 годами, не имели права голоса женщины, батраки, поденщики, солдаты, матросы, ремесленники.
В последнее время Государственная Дума подвергается систематической критике в средствах массовой информации. Учащимся в связи с этим уместно задать вопрос: можно ли критиковать представительную власть в России? В соответствии с демократическим принципом свободы слова делать это не возбраняется. Но в критике представительного органа (как и других органов власти) должна соблюдаться известная мера, чего, к сожалению, нашему обществу явно не хватает. Это плохо, потому что таким образом высказывается неуважение и к депутатам, и к тем, кто их избрал. Снижается авторитет Думы. Если же падает авторитет высших органов власти, облегчается развитие того самого «беспредела», который способен разрушить общество и государство.
Если позволяет время, можно провести игру на тему: «Если бы я был депутатом Государственной Думы». Учеников просят представить, что они — депутаты Государственной Думы. Избирается Председатель, который ведет ее заседание. Учащиеся предлагают животрепещущие, имеющие высокое общественное звучание вопросы, которые они подняли бы в своих первых выступлениях на заседаниях Думы.