Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации

Цель урока

Сообщить данные о центральном законода­тельном органе России — Федеральном Собрании и деятельности его палат: Совета Федерации и Государственной Думы, о месте и роли Президен­та в России, познакомить учащихся с работой Правительства   РФ,   органов   судебной   власти, прокуратуры и других правоохранительных ор­ганов.

Поскольку материал этого урока обширен и сложен, ему можно посвятить три часа (занятия) с выделением трех основных тем: «Законодатель­ная власть», «Президент РФ» и «Исполнитель­ная и судебная власть».

План урока

  1. «Законодательная власть»
  2. Парламент — орган представительной влас­ти в демократических государствах.
  3. Понятие парламентаризма.
  4. Место Федерального   Собрания   в   системе высших   органов   государственной   власти
    Российской Федерации.
  5. Структура Федерального Собрания.
  6. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы РФ.
  7. Порядок избрания Государственной Думы и формирования Совета Федерации.
  8. Порядок принятия законов.

Материал к уроку

Урок целесообразно провести в форме беседы. Учитель отмечает, что Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конс­титуцией 1993 г., называют V Государственной Думой. Почему?

Рассматривая этот вопрос, можно обратиться к материалу курса истории России начала XX в.,— времени действия в стране первого представительного органа власти — Государст­венной Думы. Закон о выборах в Думу был издан в декабре 1905 г. Интересно, что между нынеш­ней Думой и той, которая приступила к работе в конце апреля 1906 г., много общего. Количество депутатских мест в старой Думе — 448, в нынеш­ней — 450. Большинство мест в той Думе при­надлежало   кадетам,   которых   можно   считать центристами. В нынешней большинство также принадлежит центристской партии «Единая Рос­сия». В начале XX в. коммунисты бойкотирова­ли  работу  Государственной  Думы;   нынешние коммунисты, представленные в Думе в меньшин­стве, решили бойкотировать работу некоторых комитетов Думы. В старой и нынешней Думах одним   из  центральных  вопросов  был   «аграр­ный». В первом случае решали как распорядить­ся казенными, монастырскими, помещичьими и другими землями, как наделять ими крестьян. Нынешняя Дума с большим трудом приняла за­кон о продаже земель хозяйственного назначения. Но самое главное заключается в том, что избран­ная в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Го­сударственная Дума,  можно считать,  историче­ски продолжает деятельность дореволюционной Думы, поскольку наша страна в определенной мере вернулась к политико-экономическим осно­вам, на которых строилась жизнь в России до 1917 г. (исключая, конечно, монархическую го­сударственность и многое другое, с нею связан­ное).

Читать также:  В России впервые, была предпринята попытка датировании петроглифов Горного Алтая с помощью лихенометрии

Сегодня Дума формируется на демократиче­ских началах. Выборы прямые, правом голоса обладают все граждане России, кроме тех, кто не достиг 18-летнего возраста, находится в местах заключения по приговору суда или лишен деес­пособности по суду. В начале XX в. выборы были многоступенчатыми, возрастной ценз для изби­рателей был определен 25 годами, не имели пра­ва голоса женщины, батраки, поденщики, солда­ты, матросы, ремесленники.

В последнее время Государственная Дума под­вергается систематической критике в средствах массовой информации. Учащимся в связи с этим уместно задать вопрос: можно ли критиковать представительную власть в России? В соответствии с демократическим принципом свободы слова де­лать это не возбраняется. Но в критике представи­тельного органа (как и других органов власти) должна соблюдаться известная мера, чего, к сожа­лению, нашему обществу явно не хватает. Это пло­хо, потому что таким образом высказывается не­уважение и к депутатам, и к тем, кто их избрал. Снижается авторитет Думы. Если же падает авто­ритет высших органов власти, облегчается разви­тие того самого «беспредела», который способен разрушить общество и государство.

Читать также:  БЕЛЯЕВ Александр Филиппович

Если позволяет время, можно провести игру на тему: «Если бы я был депутатом Государствен­ной Думы». Учеников просят представить, что они — депутаты Государственной Думы. Избира­ется Председатель, который ведет ее заседание. Учащиеся предлагают животрепещущие, имею­щие высокое общественное звучание вопросы, которые они подняли бы в своих первых выступ­лениях на заседаниях Думы.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий