При работе с молодежью в сфере образования используются различные подходы. Как показали исследования, существуют подходы и программы по профилактике употребления психоактивных веществ, которые оказались неэффективными в предотвращении потребления. Некоторые даже привели к увеличению экспериментирования. Тем не менее, некоторые многообещающие подходы и программы были внедрены в Европе и России.
Многие из новейших программ не фокусируются непосредственно на наркотических веществах. Вместо этого они имеют обучающий характер и акцентируются на личном и социальном развитии школьников. Такие вопросы, как потребление алкоголя и наркотиков, ВИЧ/СПИД, сексуальные вопросы и личная безопасность, используются для иллюстрации, в соответствующей восприятию учащихся форме. В таких программах, ученики часто сами определяют волнующие их вопросы, а учитель и сверстники выступают в роли помощников, а не инструкторов. Учащиеся изучают эти вопросы, проявляя свои способности и интересы в музыке, театре и других видах искусства. Такой подход повышает самооценку, развивает жизненные навыки, информирует (с помощью фактов и эмоций) соответственно нуждам этой возрастной группы и используя её лидеров.