Cлово «текст» происходит от латинского textus , что означает ткань, сплетение, соединение. Это объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимых фондом знаний, коммуникативным фоном. Но в связи с тем, что в данном разделе речь пойдет о стихотворном тексте, обратимся к книге Ю.М.Лотмана «Анализ поэтического текста».
«Стихотворение – сложно построенный смысл. Все его элементы – суть элементы смысловые, являются обозначениями определенного содержания…входя в состав единой целостной структуры стихотворения, значащие элементу языка оказываются связанными сложной системой соотношений, со- и противопоставлений, невозможных в обычной языковой конструкции. Это придает и каждому элементу в отдельности, и всей конструкции в целом совершенно особую семантическую нагрузку».
Здесь естественно остановиться на том, что мы будем понимать под словом анализ, который в переводе с греческого αναλησις означает разложение, расчленение. Это метод научного исследования путем разложения предмета или мысленного объекта на составные части путем логической абстракции. Невозможно понять целое ( текст), не осознав смысл частного (его составных частей). «Язык художественной литературы – система языковых средств и правил в каждую эпоху различных, но равно позволяющего создание воображаемого мира в художественной литературе. Вместе с тем, язык в художественном тексте, особенно в поэтическом , сам является эстетической ценностью» (В.В.Виноградов)
Поэтому в центр урока литературы должны быть поставлены чтение художественных произведений, диалог учащихся с писателем, с его художественным миром, живое непосредственное восприятие и личная оценка прочитанного. Недаром своим предметом филология называет « весь человеческий мир, но мир организованный, увиденный через текст» (С.Аверинцев). Не случайно основными категориями филологии являются смысл и текст.
Художественное произведение –это текст, втягивающий в себя бесконечный контекст культуры- и тем самым – выходящий за свои пределы. Художественный текст требует внимания к его собственно языковой и образно-эстетической стороне. Иначе затруднена для учащихся возможность открыть для себя его целостный смысл. «Многослойность» художественного текста предполагает специфические способы познания и изучения в школе. Долгое время традиционно выделялись несколько видов анализа художественного текста : лексико-семантический, лингво-стилистический, мотивный, идейно-тематический.
М.М.Бахтин в своей книге «Вопросы литературы и эстетики» писал: «Высказывание для лингвиста – это не сдвиг в области смысла, не новая точка зрения, не новая художественная форма, не преступление, не нравственный подвиг, для него это новая языковая конструкция». Но вне понимания вещественного значения слова и его роли в тексте как языковом единстве невозможно целостное понимание текста, как некоего художественного мира. Поэтому необходимо и возможно использование таких видов анализа как ритмико-интонационный и хронотопический. Филологический анализ выступает как синтез различных видов подходов к тексту. Он идет от лингвистического анализа к осмыслению ценностной позиции автора, к осмыслению нравственно-эстетической оценки изображаемого. Это единство разных видов анализа и есть проявление филологического подхода к изучению художественного произведения. Литературное произведение – форма существования литературы как искусства слова. Что же присуще ему как произведению искусства, что делает его художественным? Проводя филологический анализ текста, мы фактически отвечаем на этот важнейший вопрос.
«Овладеть всем миром и найти ему выражение» — такова сверхзадача художника, по прекрасному определению И.В. Гёте. Потому и размышления о природе произведения искусства неразрывно связаны с глубочайшим философским вопросом о том, что такое «весь мир», представляет ли он собою единство и целостность и можно ли «найти ему выражение», воссоздать его в конкретном индивидуальном явлении.
Как утверждает «Философский словарь», мир представляет собою единое связное целое, бесконечное, исторически развивающееся. Это развитие порождает и включает в себя человека и в то же время объединяется человеком. Именно такой непосредственно воспринимаемой целостностью и предстаёт человеческая жизнь в произведении искусства.
«Искусство есть воспроизведение действительности, повторённый, как бы вновь созданный мир», — писал В.Г. Белинский. Здесь великолепно уловлена диалектика содержания художественного произведения.
Чтобы «повторить» неповторимый в своём развитии и постоянном движении мир, его надо «как бы вновь создать», т.е. произвести вновь такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время выразит её глубинную жизненную сущность и жизненную ценность. Отсюда видно, что художественное произведение обладает характеристиками знака: именно знак, не тождественный реальности, передаёт сущность и ценность обозначаемого явления, именно знак создаёт возможный интенсиональный мир художественного произведения.