Анализ поэтического текста

Cлово «текст» происходит от латинского textus , что означает ткань, сплетение, соединение. Это объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимых фондом знаний, коммуникативным фоном. Но в связи с тем, что в данном разделе речь пойдет о стихотворном тексте, обратимся к книге Ю.М.Лотмана «Анализ поэтического текста».

«Стихотворение – сложно построенный смысл. Все его элементы – суть элементы смысловые, являются обозначениями определенного содержания…входя в состав единой целостной структуры стихотворения, значащие элементу языка оказываются связанными сложной системой соотношений, со- и противопоставлений, невозможных в обычной языковой конструкции. Это придает и каждому элементу в отдельности, и всей конструкции в целом совершенно особую семантическую нагрузку».

Здесь естественно остановиться на том, что мы будем понимать под словом анализ, который в переводе с греческого αναλησις означает разложение, расчленение. Это метод научного исследования путем разложения предмета или мысленного объекта на составные части путем логической абстракции. Невозможно понять целое ( текст), не осознав смысл частного (его составных частей). «Язык художественной литературы – система языковых средств и правил в каждую эпоху различных, но равно позволяющего создание воображаемого мира в художественной литературе. Вместе с тем, язык в художественном тексте, особенно в поэтическом , сам является эстетической ценностью» (В.В.Виноградов)

Читать также:  Среднесрочный план развития экономики и социальной сферы Шабановского сельского поселения

Поэтому в центр урока литературы должны быть поставлены чтение художественных произведений, диалог учащихся с писателем, с его художественным миром, живое непосредственное восприятие и личная оценка прочитанного. Недаром своим предметом филология называет « весь человеческий мир, но мир организованный, увиденный через текст» (С.Аверинцев). Не случайно основными категориями филологии являются смысл и текст.

Художественное произведение –это текст, втягивающий в себя бесконечный контекст культуры- и тем самым – выходящий за свои пределы. Художественный текст требует внимания к его собственно языковой и образно-эстетической стороне. Иначе затруднена для учащихся возможность открыть для себя его целостный смысл. «Многослойность» художественного текста предполагает специфические способы познания и изучения в школе. Долгое время традиционно выделялись несколько видов анализа художественного текста : лексико-семантический, лингво-стилистический, мотивный, идейно-тематический.

М.М.Бахтин в своей книге «Вопросы литературы и эстетики» писал: «Высказывание для лингвиста – это не сдвиг в области смысла, не новая точка зрения, не новая художественная форма, не преступление, не нравственный подвиг, для него это новая языковая конструкция». Но вне понимания вещественного значения слова и его роли в тексте как языковом единстве невозможно целостное понимание текста, как некоего художественного мира. Поэтому необходимо и возможно использование таких видов анализа как ритмико-интонационный и хронотопический. Филологический анализ выступает как синтез различных видов подходов к тексту. Он идет от лингвистического анализа к осмыслению ценностной позиции автора, к осмыслению нравственно-эстетической оценки изображаемого. Это единство разных видов анализа и есть проявление филологического подхода к изучению художественного произведения. Литературное произведение – форма существования литературы как искусства слова. Что же присуще ему как произведению искусства, что делает его художественным? Проводя филологический анализ текста, мы фактически отвечаем на этот важнейший вопрос.

Читать также:  При наличии аллергических проявлений обеспечьте под­бор перчаток, не вызывающих аллергию, но никогда не от­казывайтесь от их применения

«Овладеть всем миром и найти ему выражение» — такова сверхзадача художника, по прекрасному определению И.В. Гёте. Потому и размышления о природе произведения искусства неразрывно связаны с глубочайшим философским вопросом о том, что такое «весь мир», представляет ли он собою единство и целостность и можно ли «найти ему выражение», воссоздать его в конкретном индивидуальном явлении.

Как утверждает «Философский словарь», мир представляет собою единое связное целое, бесконечное, исторически развивающееся. Это развитие порождает и включает в себя человека и в то же время объединяется человеком. Именно такой непосредственно воспринимаемой целостностью и предстаёт человеческая жизнь в произведении искусства.
«Искусство есть воспроизведение действительности, повторённый, как бы вновь созданный мир», — писал В.Г. Белинский. Здесь великолепно уловлена диалектика содержания художественного произведения.

Чтобы «повторить» неповторимый в своём развитии и постоянном движении мир, его надо «как бы вновь создать», т.е. произвести вновь такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время выразит её глубинную жизненную сущность и жизненную ценность. Отсюда видно, что художественное произведение обладает характеристиками знака: именно знак, не тождественный реальности, передаёт сущность и ценность обозначаемого явления, именно знак создаёт возможный интенсиональный мир художественного произведения.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий