В связи со структурной перестройкой угольной промышленности, и в частности Кузбасса, бывшее производственное объединение «Кемерово-уголь» разделилось на несколько угольных компаний, однако несмотря на это, в целом разрезы Кузбасса имеют значительный парк автомобильной техники большой единичной мощности. Автотранспортом перевозится более половины всех объемов вскрыши и около 92-93% полезного ископаемого. На сегодняшний день технологический автотранспорт бассейна имеет свыше 1000 автосамосвалов грузоподъемностью 40-180 т. По структуре парка разрезы Кузбасса не имеют аналогов в отечественной и зарубежной практике. До сих пор Кузбасс является основным потребителем продукции Белорусского автомобильного завода. Естественно, что столь огромный парк технологических автосамосвалов требует потребления большого количества дизельного топлива. Расход топлива составляет около 200 тыс. тонн в год, что осложняет его поставку на автобазы и требует постоянного изыскания путей его экономии еще и потому, что существующие нормативы расхода топлива не в полной мере отражают действительной картины его потребления в зависимости от конкретных условий эксплуатации [11].
Технологические автосамосвалы БелАЗ используются на разрезах в сложных природно-климатических условиях, отличающихся разнообразием не только в целом по бассейну, но и по отдельному разрезу, а иногда и горному участку. Так, на разрезе «Кедровский» угол падения пластов изменяется от 10 до 45°, на разрезе «Краснобродский» — от 40 до 30°, на разрезе им. Вахрушева — от 25 до 90°. Объемная масса разрабатываемых пород колеблется от 1,8 до 2,7 т/м3, с различными коэффициентами разрыхления, крепостью, влажностью, пористостью. Высота подъема груза составляет от 5 до 214 м, средний уклон технологических автодорог изменяется в пределах 2-6%, расстояние транспортирования вскрыши от 1,2 до 4,4 км, в результате чего производительность одной списочной автотонны за последние 14 лет снизилась на 7,5% при увеличении средней грузоподъемности автосамосвалов с 30,4 до 70 тонн [11].
В настоящее время автомобильный парк на разрезах Кузбасса представлен автосамосвалами различной грузоподъемности (от 40 до 180 т), однако более совершенной в конструктивном отношении машиной является автосамосвал БелАЗ-75191 и его модификация грузоподъемностью 110 т (БелАЗ-7519). Этот автосамосвал является базовой моделью в утвержденном типоразмерном ряду карьерных автосамосвалов. На его базе создан автосамосвал особо большой грузоподъемности — БелАЗ-75211 грузоподъемностью 180 т и разрабатываются проекты автосамосвалов грузоподъемностью 250-270 т. Автосамосвалы грузоподъемностью 110 т находятся на уровне зарубежного аналога (НД-1200), а по ряду технико-экономических показателей превышают его. Это достигается благодаря высокой (на 15%) среднетехнической скорости, оборудования их дизельными двигателями 8РАЧ4-185 и 8ДМ-21А, что позволяет экономить топливо. В среднем годовой расход топлива по автобазам характеризуется следующими показателями.
Видно, что удельный расход топлива как показатель, характеризующий степень полезной работы автосамосвалов, изменяется в довольно широком диапазоне (от 82,43 до 132,6 г/т км), что говорит об особенностях эксплуатации большегрузных автосамосвалов на различных карьерах — уклоны и спуски (до 9%), отсутствие покрытий автодорог, особенно временных, необходимость выполнения большого объема маневровых операций, резкое изменение продольного профиля на маршруте при сравнительно короткой его длине (2-3 км), малые радиусы поворота, примыкания и пересечения дорог, железнодорожные переезды (сложность трассы) — предопределяют совершенно иные режимы их работы по сравнению с автомобилями общего пользования. Оптимальным, на наш взгляд, будет такой режим работы, который обеспечит в определенных условиях максимально возможную по условиям безопасности и тяговым возможностям скорость автосамосвала, его полезную работу при минимальном расходе дизельного топлива [11].