Анализ расхода дизельного топлива автосамосвалами на разрезах Кузбасса

В связи со структурной перестройкой угольной промышленности, и в частности Кузбасса, бывшее производственное объединение «Кемерово-уголь» разделилось на несколько угольных компаний, однако несмотря на это, в целом разрезы Кузбасса имеют значительный парк автомобильной техники большой единичной мощности. Автотранспортом перевозится бо­лее половины всех объемов вскрыши и около 92-93% полезного ископаемого. На сегодняшний день технологический автотранспорт бассейна имеет свыше 1000 автосамосвалов грузоподъемностью 40-180 т. По структуре парка разрезы Кузбасса не имеют аналогов в отечественной и зарубежной практике. До сих пор Кузбасс является основным потребителем продукции Белорусского автомобильного завода. Естественно, что столь огромный парк технологических автосамосвалов требует потребления большого коли­чества дизельного топлива. Расход топлива составляет около 200 тыс. тонн в год, что осложняет его поставку на автобазы и требует постоянного изы­скания путей его экономии еще и потому, что существующие нормативы расхода топлива не в полной мере отражают действительной картины его потребления в зависимости от конкретных условий эксплуатации [11].

Технологические автосамосвалы БелАЗ используются на разрезах в сложных природно-климатических условиях, отличающихся разнообразием не только в целом по бассейну, но и по отдельному разрезу, а иногда и гор­ному участку. Так, на разрезе «Кедровский» угол падения пластов изменя­ется от 10 до 45°, на разрезе «Краснобродский» — от 40 до 30°, на разрезе им. Вахрушева — от 25 до 90°. Объемная масса разрабатываемых пород колеб­лется от 1,8 до 2,7 т/м3, с различными коэффициентами разрыхления, крепо­стью, влажностью, пористостью. Высота подъема груза составляет от 5 до 214 м, средний уклон технологических автодорог изменяется в пределах 2-6%, расстояние транспортирования вскрыши от 1,2 до 4,4 км, в результате чего производительность одной списочной автотонны за последние 14 лет снизилась на 7,5% при увеличении средней грузоподъемности автосамосва­лов с 30,4 до 70 тонн [11].

Читать также:  технико-экономическое проектирование новой железнодорожной линии

В настоящее время автомобильный парк на разрезах Кузбасса пред­ставлен автосамосвалами различной грузоподъемности (от 40 до 180 т), од­нако более совершенной в конструктивном отношении машиной является автосамосвал БелАЗ-75191 и его модификация грузоподъемностью 110 т (БелАЗ-7519). Этот автосамосвал является базовой моделью в утвержденном типоразмерном ряду карьерных автосамосвалов. На его базе создан ав­тосамосвал особо большой грузоподъемности — БелАЗ-75211 грузоподъем­ностью 180 т и разрабатываются проекты автосамосвалов грузоподъемно­стью 250-270 т. Автосамосвалы грузоподъемностью 110 т находятся на уровне зарубежного аналога (НД-1200), а по ряду технико-экономических показателей превышают его. Это достигается благодаря высокой (на 15%) среднетехнической скорости, оборудования их дизельными двигателями 8РАЧ4-185 и 8ДМ-21А, что позволяет экономить топливо. В среднем годо­вой расход топлива по автобазам характеризуется следующими показателя­ми.

Видно, что удельный расход топлива как показатель, характеризующий степень полезной работы автосамосвалов, изменяется в довольно ши­роком диапазоне (от 82,43 до 132,6 г/т км), что говорит об особенностях эксплуатации большегрузных автосамосвалов на различных карьерах — уклоны и спуски (до 9%), отсутствие покрытий автодорог, особенно временных, необходимость выполнения большого объема  маневровых операций, резкое изменение продольного профиля на маршруте при сравнительно короткой его длине (2-3 км), малые радиусы поворота, примыкания и пересечения дорог, железнодорожные переезды (сложность трассы) — предопределяют совершенно иные режимы их работы по сравнению с автомобилями общего пользования. Оптимальным, на наш взгляд, будет такой режим работы, который обеспечит в определенных условиях максимально возможную по условиям безопасности и тяговым возможностям скорость автосамосвала, его полезную работу при минимальном расходе дизельного топлива [11].

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий