Аттестация работников общеобразовательных учреждений на квалификационную категорию «Педагог-библиотекарь»: концептуальные основы создания комплекса измерительно-диагностических материалов и механизм его реализации

Актуальность и степень разработанности проблемы. В России, как и во всем мире, происходит осмысление новой роли школьной библиотеки и школьного библиотекаря. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами, включая, прежде всего, Закон об образовании, Национальную доктрину образования и Концепцию модернизации Российского образования до 2010г, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», а также новый (второго поколения) Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), в которых была отражена сущность и содержание модернизации системы современного российского образования, обозначена ориентация на формирование не только образованной, владеющей ключевыми компетенциями, но и духовно богатой личности юных граждан России. Так, в Концепции модернизации Российского образования до 2010 г. в разделе, посвященном воспитанию и дополнительному образованию школьников, отмечается, что поддержка школьных библиотек является необходимым условием такого уклада жизни школ, который может духовно обогатить школьников [3].

Профессиональное сознание школьных библиотекарей, равно как и их профессиональная компетентность, уровень профессиональной квалификации  существенным образом влияют на развитие системы отечественных школьных библиотек,  позволяют «вытеснять» сложившиеся стереотипы общественного сознания  о школьной библиотеке как об архаичном, сугубо вспомогательном структурном звене общеобразовательных учебных заведений. Они способствуют осознанию школьной библиотеки как центра информации, культуры, духовного развития школьников, расширяют представление о ней  как о важнейшем элементе педагогической системы, содействующем воспитанию и образованию, формирующем  информационную культуру юных граждан, которым предстоит жить в информационном обществе, переходном к обществу знаний.

Читать также:  РЕДАКТИРОВАНИЕ ПОЛЕЙ

Осознание библиотеки как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса в школе, неразрывно связано с ростом профессионального самосознания школьных библиотекарей, ощущающих себя его равноправными участниками и четко осознающими необходимость повышения и своего социального статуса, и статуса школьной библиотеки. Закрепление за школьной библиотекой этого статуса предполагает не только приоритетность ее информационной функции и создание в ней информационно-образовательной, духовной среды, адекватной уровню задач, решаемых современной школой, но и превращение ее в системообразующий центр школы, определяющий информационно-библиотечное обеспечение образовательного процесса, управление информационной подготовкой учащихся и их духовным развитием.

Особый вклад в понимание новой миссии школьной библиотеки и школьного библиотекаря как равноправного участника учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения  был внесен Русской школьной библиотечной ассоциацией (РШБА) и ее региональными отделениями. Так, по инициативе РШБА были проведены крупномасштабные мероприятия – первый съезд школьных библиотекарей России («Михайловское – 2007»), Всероссийские форумы школьных библиотекарей «Михайловское – 2008», «Михайловское – 2009», «Михайловское – 2010», Всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений «БиблиОбраз» (2003, 2005, 2007, 2009 гг.), съезды школьных библиотекарей Южного (2008 г.), Приволжского (2008 г.), Уральского (2008 г.), Центрального (2008 г.) и Северо-Западного (2010 г.) федеральных округов Российской Федерации, парламентские слушания в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей» (2009 г.).

Читать также:  Информационные потоки

Закономерным результатом этих усилий явилось решение о введении  в российских школах новой должности – «педагог-библиотекарь». Оно было провозглашено 31 мая  2011 г. Председателем Правительства России В.В. Путиным на VI съезде Всероссийского педагогического собрания. Выступая перед делегатами, В.В.Путин подчеркнул: «…Отдельно хочу сказать сегодня о школьных библиотекарях. В наших школах их работает более 50 тыс. Люди делают очень важную, полезную, нужную работу, а вот в официальных бумагах относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а ведь они не просто книжки выдают. Они формируют, во всяком случае, должны формировать уровень культуры, помогать школьникам ориентироваться в огромном мире информации, расширять горизонты образования. При этом, к сожалению, они получают как минимум на треть меньше, чем сами учителя. Прав на льготы, положенные педагогам, не имеют. Хочу вас проинформировать, что нами принято решение ввести новую должность – «педагог-библиотекарь». Решение принято, всё уже подписано, всё будет введено в действие в самое ближайшее время. Это будет важным шагом по повышению статуса работника школьных библиотек. Разумеется, должна вырасти и их средняя заработная плата так же, как для преподавателей школ в ближайшем будущем до уровня экономики по региону. Новый статус влечёт и новые обязанности. Школьные библиотекари, наравне с другими учителями, будут проходить аттестацию. Они должны владеть современными технологиями, свободно ориентироваться в интернет-ресурсах, включая информационные базы ведущих российских и зарубежных библиотек…» [1; 2]

Читать также:  Меню «Редактирование»

Как видно из этого высказывания, в качестве механизма введения новой должности – «педагог-библиотекарь» названа аттестация. Следует подчеркнуть, что впервые в России на государственном уровне для оценки деятельности школьных библиотекарей предлагается использовать аттестацию, применяемую ранее в общеобразовательных учреждениях исключительно к педагогическому составу. В отличие от аттестации педагогических работников, характеризующейся наличием разработанных критериев, методик и механизма проведения, аттестация школьных библиотекарей является совершенно новым делом, не имеющим аналогов в отечественной библиотековедческой практике.

Совершенно очевидно, что проведение аттестации школьных  библиотекарей должно базироваться не только на богатом опыте аттестации педагогических работников, но, вместе с тем, в обязательном порядке  учитывать специфику библиотечного труда.

В июне 2011 г. Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области дал поручение Кузбасскому региональному институту повышения квалификации и  переподготовки работников образования (КРИПК и ПРО) на разработку критериев и показателей для проведения аттестации работников образовательных учреждений на квалификационную категорию «Педагог-библиотекарь», а также 100 тестовых заданий, позволяющих замерить уровень профессиональной  компетенции аттестуемых. При этом данное поручение не сопровождалось никакими регламентирующими документами, методическими рекомендациями и четко обозначенными требованиями.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий