Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. Цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.
Процедура установления фирмой исходной цены на продукцию состоит из шести этапов:
- постановка задач ценообразования;
- определение спроса;
- оценка издержек;
- анализ цен конкурентов;
- выбор метода ценообразования;
- установление окончательной цены.
Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса, представлена кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках иного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. Чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. Значит, подняв цену, фирма продает меньшее количество продукции. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативной продукции, станут покупать меньше той, цена которой оказываются для них слишком высокой. Спрос определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свою продукцию. Ну а минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремиться назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск. То есть
Цена = себестоимость + издержки + норма прибыли
Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная — издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов. Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Так как продукция аналогична продукции конкурентов, она вынуждена будет назначить цену, близкую к цене продукции этого конкурента. В противном случае она может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же как у конкурента. Запросить больше чем конкурент, фирма может тогда, когда ее продукция выше по качеству. По существу, фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложений конкурентов.