Непременным условием роста эффективности общественного производства, повсеместного повышения качества работы является соблюдение строжайшего режима экономии, представляющего собой систему экономических, технических, организационных и воспитательных мероприятий, направленных на сбережение и наиболее эффективное использование в интересах общества трудовых, материальных и финансовых ресурсов, природных богатств страны, на недопущение производственных расходов и потерь. С увеличением масштабов общественного производства значение экономии ресурсов возрастает.
Сказанное выше и предопределяет роль экономического анализа в изучении состояния хозяйства, познании сущности происходящих в нем процессов, объективной оценке достигнутых результатов, разработке и обосновании комплекса мероприятий, направленных на устранение недостатков и дальнейшее повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Экономический анализ является действенным инструментом контроля за ходом выполнения государственных и встречных планов. Он позволяет выявить и оценить имеющиеся неиспользованные резервы дальнейшего улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Системный анализ современного состояния железнодорожного транспорта в России и тенденций его развития показывает, что, несмотря на его стабильную работу, для отрасли в целом характерен ряд серьезных проблем:
- уровень эффективности железнодорожного транспорта, ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям, не в полной мере отвечают требованиям складывающийся экономической ситуации;
- совмещение функций хозяйственной деятельности и государственного регулирования в одном отраслевом органе государственного управления сдерживает развитие рыночных отношений в отрасли и препятствует развитию конкурентной среды;
- система государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта недостаточно эффективна;
- высокая степень износа основных фондов отрасли в условиях прогнозируемого роста спроса на перевозки требует больших затрат на их текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта и определяет значительную потребность в инвестициях;
- в условиях экономического роста ключевыми требованиями для эффективной работы железнодорожного транспорта становятся снижение собственных затрат, повышение мотивации работников отрасли, способность удовлетворять возрастающие требования пользователей к качеству услуг и гибко реагировать на изменения спроса. Решение этих вопросов связано в первую очередь с формированием и развитием конкуренции в сфере перевозок.
Неотложность решения данных проблем, а также наличие в настоящее время относительно благоприятных (экономических, социальных и политических) определяют необходимость и возможность проведения реформы на железнодорожном транспорте.
Конечная цель реформы – создание ремонтных единиц работающих на конкурентной основе, по сути предоставляющих собой частные компании. После акционирования необходимо иметь резервы снижения себестоимости ремонтов, для повышения конкурентоспособности.