В настоящее время распространена практика прямых платежей населения за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в большинстве случаев переход на прямые расчеты осуществляется без заключения прямых договоров с гражданами и вопреки условиям существующих договоров между жилищными организациями и собственниками (нанимателями) жилья. Такая ситуация имеет ряд негативных последствий: затрудняется соблюдение квалифицированного систематического контроля выполнения ресурсоснабжающими организациями своих обязательств по срокам, объемам и качеству поставки ресурсов, ограничиваются возможности потребителей по отстаиванию своих прав в случае нарушения договорных обязательств, затрудняется введение стимулов в экономии ресурсов. Кроме того, распределение функций сбора платежей между множеством различных организаций, вынужденных создавать свои абонентские отделы, базы данных потребителей и т.д., ведет к удорожанию услуг и создает неудобства для потребителей.
Целесообразно ввести оплату жилищно-коммунальных услуг по принципу «одного окна» с ведением унифицированного расчетно-платежного документа (может привести в приложении проект единого платежного документа?). Потребитель платит жилищной управляющей организации, с которой у него заключен договор. Управляющая организация распоряжается всеми платежами населения и бюджетными доплатами и за эти деньги организует предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг. Она организует контроль установленных параметров качества услуг, зафиксированных в договоре, и в случае нарушения договорных обязательств выступает от имени жильцов, осуществляет перерасчет платежей и начисление штрафов.
Данная модель будет эффективна только в том случае, если жилищная управляющая организация является полноправным хозяйственно-самостоятельным предприятием, отвечающим по своим обязательствам перед своими контрагентами. Между ресурсоснабжающей организацией и жилищной управляющей организацией должны быть заключены полноценные договора, предполагающие санкции за невыполнение обязательств. В этом случае у управляющей организации появляются стимулы к созданию системы учета потребляемых услуг, а также к проведению энергосберегающих мероприятий и снижению издержек на предоставление услуг.
Таким образом, Администрациям муниципальных образований необходимо разработать систему договорных отношений, включающую следующие договоры:
- Договор между жильцом и управляющей жилищной организацией. Договор должен содержать:
- полный перечень жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых потребителю (включая коллективно потребляемые услуги для жильцов многоквартирных домов);
- показатели количества и качества предоставления услуг;
- правила предоставления компенсации в случае отклонений количества и качества услуг от норматива;
- ответственность жильца за оплату предоставляемых услуг.
- Договор между управляющей жилищной организацией и ресурсоснабжающей организацией. Договор должен содержать:
- параметры и режим поставки ресурсов (параметры поставки рассчитываются для каждого объекта недвижимости в зависимости от его индивидуальных характеристик);
- ответственность жилищной организации за оплату полученных ресурсов в размерах реально возможной (например, 95%);
- ответственность сторон за невыполнение своих обязательств (со стороны жилищной организации – за несвоевременную оплату ресурсов и оплату не в полном объеме; со стороны ресурсоснабжающей организации — за некачественную поставку ресурсов и за перерывы в поставке сверх оговоренных сроков).
- Договор между управляющей жилищной организацией и подрядными организациями (энерготранспортыми, эксплуатационными и сбытовыми организациями), выполняющими отдельные работы и услуги. Договор должен содержать:
- параметры, сроки и стоимость выполнения работ;
- ответственность сторон за невыполнение своих обязательств.
При заключении договоров по усмотрению сторон возможна передача некоторых функций (сбыта, обслуживания приборов учета и др.) от ресурсоснабжающей организации жилищной организации, которая, в свою очередь, может передать их выполнение подрядной организации по договору подряда.
Кроме того, возможно заключение договора между жилищной управляющей организацией и администрацией муниципального образования или службой субсидий, оговаривающего обязанности по перечислению жилищной организации бюджетных средств на оплату предоставленных льгот и субсидий. Это позволит освободить жилищную организацию от долгов бюджета и создаст условия, при которых она сможет отвечать по своим долгам и требовать с ресурсоснабжающей организации качественной поставки ресурсов.