ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ (бакалавриат)

Цель  дисциплины: формирование профессиональных компетенций выпускника в области анализа, создания, внедрения  и сопровождения    информационных сетей и систем.

 

Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки

Курс относится к базовой части  Информационно-коммуникационного цикла дисциплин.

 

Формируемые компетенции: способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей; готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий; готовность использовать правовые и нормативные документы как объекты организационно-управленческой деятельности; готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности; способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных учреждений и др.

 

Основное содержание:

Раздел 1. Информационные сети. Концепция сетевого использования вычислительной техники. Состав  компьютерной сети. Классификация и показатели качества информационно-вычислительных сетей.  Базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем. Протокол как средство организации взаимодействия различных систем. Назначение и характеристика интерфейсов сетей. Многоаспектная классификация, особенности организации, преимущества, ограничения, область применения локальных вычислительных сетей (ЛВС).    Характеристика архитектур ЛВС. Типы серверов. Характеристика семейства протоколов. Методы доступа к каналам связи. Рейтинговые параметры ЛВС. Возникновение, развитие, структура, функции глобальных информационных сетей. Система адресации в Интернет.   Режимы взаимодействия  пользователей с сетью Интернет. Организация обмена данными. Базовые пользовательские технологии Интернет. Обозреватели Интернета и поисковые системы. Задачи и функции Интернет-центров библиотек в организации доступа различных категорий пользователей. Web-сайты библиотек.  Цели создания региональных корпоративных библиотечно-информационных сетей (РКБИС). Технологические и организационные принципы построения РКБИС.

Раздел 2 . Информационные системы.  Понятие «система» как общенаучный термин. Компоненты и свойства  системы.      Понятие «информационная система». Задачи и функции информационной системы. Структура информационной системы.  Классификация информационных систем.    Государственная система НТИ России: цели,  задач, организационная структура, направления деятельности. Понятие жизненного цикла информационной системы. Этапы  и модели жизненного цикла информационных систем. Международные и отечественные документы, регламентирующие жизненный цикл информационных систем.  Принципы, стадии  и этапы проектирования информационных систем. Предметная область информационной системы. Моделирование предметной области информационной системы. Специфика предметных областей документальных и фактографических информационно-поисковых  систем.

Раздел 3.  Автоматизированные  библиотечно-информационные  системы. Понятие «автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС)». Объективные предпосылки, задачи и социальные последствия автоматизации библиотек. Сущность функционирования и структура АБИС как интегральных информационных систем.  Обеспечивающие и функциональные подсистемы АБИС. Электронные информационные ресурсы АБИС. Собственные и заимствованные локальные и сетевые электронные информационные ресурсы (ЭИР). Банк данных АБИС. Задачи библиотек по формированию  электронных информационных ресурсов. Условия эффективности эксплуатации ЭИР. Эффективность функционирования автоматизированных библиотечно-информационных систем: критерии  и показатели.  Современное состояние и перспективы развития  автоматизации библиотек в России и за рубежом.

Оставьте комментарий