Введение
Роль информации в истории развития цивилизации. Основные виды информации. Глобальный характер информатизации общества.
Информационное общество. Проблема преодоления цифрового неравенства. Государственная политика в области формирования информационного общества. Роль науки и образования в формировании общества знаний.
Цель и задачи курса.
Раздел 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Тема 1. Наука в информационном обществе
Научное познание. Научная информация: специфика, атрибуты. Открытый обмен научной информацией как условие перехода к обществу знаний. Перспективы формирования открытой науки за счет интернационального использования научного знания в эпоху глобализации.
Научная картина мира в информационной парадигме. Развитие информационных наук.
Информатика как наука. Философские проблемы информатики.
Синергетический подход в информатике и кибернетике. Информационная и кибернетическая эпистемология.
WorldWideWeb как результат развития фундаментальных и прикладных научных исследований.
Тема 2. Формирование единого информационно-образовательного пространства
Единое информационное образовательное пространство: понятие, структура, модели построения. Проблемы формирования информационного образовательного пространства в масштабах учебного заведения, территории, государства, на межгосударственном уровне.
Компьютерные сети как основа формирования информационного образовательного пространства. Интернет. Интранет.
Аппаратные и программные средства ИКТ: типология, назначение, условия применения в науке и образовании.
Тема 3. Информационные технологии: общая характеристика
Основные понятия информационных технологий. Основные компоненты информационных технологий. Направления развития информационных технологий.
Базы данных, базы знаний, электронные библиотеки, экспертные системы, интеллектуальные информационные системы. Формирование и возможности использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Информационные системы: основные понятия. Виды информационных систем. Функции информационных систем. Интегрированные информационные системы. Обеспечение АИС. Обзор АИС в прикладных областях.
Тема 4. Информационная безопасность
Информационная безопасность. Психическое и физическое здоровье при работе за компьютером. Социальный, эмоциональный и личностный аспекты занятий на компьютере.
Информационная этика и правовые аспекты защиты информации. Безопасность в Интернете. Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и средства защиты.
Особенности информационных правоотношений в Интернете. Авторское право и Интернет. Регистрация объектов интеллектуальной собственности. Проблемы плагиата.
Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ
Тема 5. Направления использования компьютерных технологий
в научных исследованиях
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессах сбора научной информации, обработки результатов исследований, интерпретации и представления результатов.
Электронная научная публикация. Регистрация объектов интеллектуальной собственности средствами Интернета.
Поиск научной информации в электронных информационных ресурсах.
Управление научно-исследовательской работой.
Организация научных коммуникаций на базе информационно-коммуникацион-
ных технологий. Виртуальные группы научного общения.
Корпоративные научные проекты. Грантовая поддержка научных исследований.
Тема 6. Компьютерные технологии как инструмент научного познания
Специфические программные средства сбора и обработки социологической информации (опросники, математическая обработка); проектирования (IDEF-технологии); моделирования (3D-Max, математические модели); научной аналитики: мониторинга, прогнозирования, диагностики (Datamaining).
Географические информационные системы. Системы искусственного интеллекта. Системы виртуальной реальности. Компьютерный эксперимент (симуляции).
Гипертекстовые технологии в работе исследователя. Мультимедиатехнологии моделирования исследуемых процессов.
Сервисы Интернета для определения качества и продуктивности научных исследований. Вебометрия. Индексы цитирования.
Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Тема 7. Теоретико-методологические основания информатизации
образовательной деятельности
Направления информатизации профессионального образования. Применение компьютерной техники в образовании. Компьютер как средство обучения. Роль преподавателя в процессе обучения с использованием компьютеров.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Классификация и характеристика компьютерных программных средств обучения.
Мультимедиа в образовательной деятельности вуза.
Проектная образовательная деятельность. Социальные сервисы Интернета как средство обучения и формирования профессионального информационного пространства. Интеллектуальные информационные технологии в образовательной деятельности.
Информационные технологии и тифлотехника.
Тема 8. Информационно-коммуникационные технологии
как средство обучения
Основные виды технических средств обучения и их характеристика. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения и воспитания. Методика использования технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе. Социальное взаимодействие и сетевое обучение.
Электронные учебные издания: классификация, назначение, потребительские свойства, требования к использованию.
Компьютерные обучающие системы. Основные принципы информационных технологий обучения. Типы обучающих программ. Компьютерное моделирование
в обучении. Программы специального назначения для преподавателя. Разработка обучающих программ. Проблемы и перспективы.
Технология компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование как пример контролирующей программы. Технология проектирования компьютерных тестов предметной области. Перспективные исследования в области создания контролирующих программ.
Технологии дистанционного образования. Понятие о дистанционном обучении
с использованием глобальных компьютерных сетей. Основные принципы дистанционного обучения. Тьютор в системе дистанционного образования.
Тема 9. Информационно-коммуникационные технологии как предмет изучения
Содержание курса «Информатика» в общеобразовательном учреждении, среднем специальном и высшем учебных заведениях.
Преемственность содержания курсов информатики на разных уровнях обучения (школьное – среднее специальное – высшее – поствузовское образование).
Тема 10. Автоматизация управления образовательной деятельностью
Компьютер в управлении учебным заведением. Автоматизированные рабочие места. Автоматизированные системы управления (АСУ) образовательным учреждением. Модульный принцип построения АСУ.