Из всех индивидуально-личностных факторов несовершеннолетние и молодежь прежде всего ценят “бывалость” (опыт, стаж преступной деятельности), т.е. жизненный преступный опыт, умение его использовать для подчинения других

Из всех индивидуально-личностных факторов несовершеннолетние и молодежь прежде всего ценят “бывалость” (опыт, стаж преступной деятельности), т.е. жизненный преступный опыт, умение его использовать для подчинения других. В связи с разгулом национализма в стране возросло значение фактора национальной принадлежности. Нельзя сбрасывать со счетов и оценку личностных качеств и физической силы несовершеннолетнего или молодого правонарушителя данную его сверстниками. Конечно, важную роль в завоевании и поддержании статуса в среде несовершеннолетних и молодежи играют длительность пребывания в группе, отношение к слабым и незащищенным подросткам («низам»), поведение в адаптационный период нахождения в группе (том или ином учебном заведении или колонии), отношение к официальным активистам, мерам воспитательного воздействия и к учебе.
Результаты исследования И.М. Гусейнова показали, что наиболее ценными в криминальной среде несовершеннолетних качествами являются авторитарность, грубость, изворотливость, находчивость, цинизм, жестокость по отношению даже к членам своей группы. Подростки и молодые люди, не имеющие необходимых личностных качеств, неизбежно рассеиваются по нижним ступеням групповой иерархии. Это подтверждается обследованием “низов”. Большинство из них испытывают страх, чувство ненависти или глубокой внутренней неприязни к “паханам”, искусно скрывая его за внешней угодливостью, подхалимством, заискиванием.
Выделяют следующие типы групп несовершеннолетних правонарушителей:
1. Социально-нейтральные (озорные) группы общения. Основной особенностью этих групп является формирование по “домовому”, “дворовому” и “уличному” принципу. Основной целью деятельности таких групп является удовлетворение потребности в интимно-личностном общении со сверстниками, которая чаще всего удовлетворяется в беседах, разговорах, играх. Главный мотив для подростков “быть вместе”. Взаимодействие при этом между членами группы носит поверхностный и ситуативный характер. В поисках развлечений они могут безответственно приставать к прохожим, царапать стены, лифты, автомашины, писать на стенах нецензурные слова, похабные выражения, сексуальные рисунки, бить стекла, ломать лифты, деревья и т.д. Таким образом идет самоутверждение среди своих товарищей. В таких группах подростки еще не совершают совместных правонарушений и преступлений, но озорные поступки, баловство совершаются в большинстве групп. Некоторые поступки (отнимание денег у младших и избиение их, порча чужого имущества, битье стекол и др.) выходят за пределы озорства и влекут за собой, кроме моральной, административную и уголовную ответственность.
Характерной особенностью этих групп является то, что взаимоотношения подростков в них фактически не опосредованы совместной деятельностью или опосредованы очень незначительно. Аморальные поступки и действия совершаются отдельными членами внезапно, по инициативе наиболее подвижных и деятельных членов стихийно возникшей группы. Нет никакой организованности, сплоченности, устойчивости группы, также как нет и внутригрупповой структуры. Здесь все равны, отношения нейтральны, нет ни особой дружбы и товарищества, нет вражды и ненависти. Интересы, нормы и ценности существуют лишь на личностном уровне и имеют как позитивную, так и негативную направленность. Общая направленность деятельности и общения носит социально-нейтральный характер, но все же имеет незначительную тенденцию развития в асоциальном направлении. Многое здесь зависит от прежного опыта каждого подростка, от его включенности в социально-полезную деятельность. При участии подростков в позитивной общественно-значимой деятельности, группы будут развиваться по позитивному пути. Если же компания подростков оказывается вне контроля взрослых, школы, общественных организаций, предоставлены сами себе, то группы этого типа будут развиваться по криминальному пути.
При каком-либо толчке, побудительной силе со стороны, каковой часто является деятельность наиболее инициативных членов группы или старших лиц, члены группы, при определенных условиях, могут легко и быстро укрепить межличностные контакты и на их основе образовать более устойчивую группу асоциальной направленности, с перерастанием ее в педкриминальную.
2. Предкриминальные или асоциальные группы подражания. К ним относятся асоциальные группы подростков и юношей, которые формируются на основе подражательного интереса к рок-музыке, “тяжелому металлу”, технике (“рокеры”), политизированной моде (“хиппи”, “панки”, “чернорубашечники” и “коричневорубашечники”), спортивные “фанаты” и др.
Характер и направленность групповой деятельности состоит в интимно-личностном общении с асоциальным уклоном. Главная цель деятельности для подростков заключается в том, чтобы их заметили, обратили на них внимание, выделили из среды взрослых и сверстников. Но так как для позитивного самовыражения у них не хватает знаний, умений, навыков, опыта в целом, то выражают они все это в достаточно примитивных асоциальных формах. Их совместная деятельность носит, чаще всего хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка, оскорблении личности и достоинства граждан. Отдельные члены групп могут совершать более серьезные преступления. К их числу относятся употребление, сбыт и хранение наркотических веществ — 37,6%, хулиганские действия — 41,4%, хищения — 8,1%, легкие телесные повреждения — 10,4%, изнасилования — 5,3% и другие преступления — 6,7%. Но эти преступления не являются групповыми, т.к. совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. Для совместного совершения преступлений группой им не хватает организационного единства, сплоченности и устойчивости. Чувство асоциального “мы” у них только формируется. В них только начинают появляться элементы организации, выкристаллизовывается “руководящий центр”, появляются лидеры-вожаки и ведомые. Лидерами являются наиболее развитые интеллектуально, волевые и энергичные подростки и юноши, хорошо ориентирующиеся в окружающей обстановке, умеющие придавать групповым интересам и склонностям определенную “философию”.

Читать также:  Достаточно трудно понимать и принимать свое бессилие перед химическими веществами и неуправляемость своего поведения
Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий