- Критерии и показатели при аттестации работников общеобразовательных учреждений на квалификационную категорию «педагог-библиотекарь. Основой разработки критериев и показателей явился анализ нормативных документов (законов, стандартов, руководств и др.), регламентирующих основные объекты профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей:
а) библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению информационных потребностей участников образовательного процесса общеобразовательных учреждений;
б) формирование и организация документных ресурсов библиотеки;
в) использование современных информационно-коммуникационных технологий библиотечно-информационной деятельности;
г) применение психолого-педагогических методов для содействия духовно- нравственному развитию личности обучающихся и формированию их информационной культуры.
Предлагаемые критерии и показатели в совокупности охватывают все виды профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей:
– производственно-технологическую,
– организационно-управленческую,
– проектную,
– научно-исследовательскую и методическую,
– информационно-аналитическую,
– психолого-педагогическую,
– культурно-досуговую и просветительскую.
Результатом анализа явилась разработка критериев и показателей, представленных в виде 14 таблиц. Примеры критериев и показателей организации информационно-образовательной среды библиотеки общеобразовательного учреждения (табл.3), использования информационно-коммуникационных технологий для решения информационно-образовательных задач (табл.6), организации взаимодействия с участниками образовательного процесса (табл.7), организации дополнительного образования (табл.8) приводится в Приложении 1.
- Таблица для экспертов. Заполненные аттестуемым данные, заверенные руководителем общеобразовательного учреждения, подлежат экспертной оценке. Оценка представленных сведений осуществляется экспертами по балльной шкале, в соответствии с которой 30-40 баллов означают соответствие первой квалификационной категории, свыше 40 баллов означают соответствие высшей квалификационной категории. При возникновении спорных ситуаций эксперты вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие квалификацию аттестуемого.
- Тестовые задания для аттестации работников общеобразовательных учреждений на квалификационную категорию «Педагог-библиотекарь»
Разработке тестовых заданий предшествовала предварительная аналитическая работа. С этой целью были проанализированы правовые и нормативные документы в сфере общего образования и библиотечного дела и отобраны те из них, которые содержат определение целей и задач, принципов деятельности, требований, прав и обязанностей участников образовательного процесса. Наряду с этим нами было определено «ядро» профессиональной деятельности педагога-библиотекаря, включая основные библиотечно-библиографические технологические процессы (комплектование, организация фонда, обработка литературы, организация справочно-библиографического аппарата, обслуживание читателей), важнейшие направления педагогической деятельности (развивающая, воспитывающая, обучающая, координирующая, контролирующая и др..), формы, методы и средства обучения, а также наиболее значимые умения и навыки использования информационно-коммуникационных технологий (уровень владения персональным компьютером, электронной почтой, технологией создания мультимедийных продуктов и оказания информационных услуг на основе использования Интернет-ресурсов. Результатом явилась разработка 100 тестовых заданий.