Маркетинговой деятельностью на данном предприятии занимаются начальник отдела закупок и начальник отдела продаж под непосредственным контролем директора магазина.
Обязанности работников, занимающихся маркетинговой деятельностью системы магазинов «КАМАЗ» заключаются в следующем:
- Представление предприятия в контактах с другими предприятиями и организациями. Ведение деловой переписки от имени предприятия в пределах своей компетенции;
- Организация договорной деятельности с поставщиками товаров;
- Поиск новых поставщиков;
- Сбор информации, необходимой для анализа и прогнозирования рыночной ситуации;
- Организация и личное участие в изучении общего состояния и конъюнктуры рынка и тенденций его развития ;
- Организация и участие в сегментации рынка и изучении параметров сегментов (объемы спроса, отношение к ценам, конкуренты в данном сегменте и т.п.);
- Изучение деятельности конкурентов, определение позиции предприятия в конкурентной борьбе;
- Разработка предложений в области ценовой политики;
- Исследование товарного ассортимента реализуемых товаров;
- Рассмотрение жалоб и предложений покупателей;
Маркетинговая среда системы магазинов «КАМАЗ»
Для эффективного осуществления маркетинговой деятельности необходимо учитывать факторы окружающей маркетинговой среды, более того, осуществлять данную деятельность только с учетом данных о настоящем положении и влиянии факторов окружающей маркетинговой среды.
Маркетинговая среда предприятия состоит из факторов и сил, которые влияют на ее способность поддерживать и развивать успешные торговые операции клиентами своих целевых рынков. Она включает в себя микро — и макросреду.
Микросреда системы магазинов «КАМАЗ»:
Предприятие. Одним из главным фактором микросреды является непосредственно внутренняя система предприятия. В системе магазинов «КАМАЗ»:
–используется современное оборудование;
– реализуются товары высокого качества в широком ассортименте;
– руководитель непрерывно совершенствует процессы труда и внедряет прогрессивные методы торговли;
– качественное обслуживание покупателей;
– подчиненные соблюдают трудовую дисциплину. Подчиненные уважают руководителя за справедливое отношение к ним. Благодаря профессиональному управлению подчиненными конфликты и стрессовые ситуации решаются легко.
Покупатели. Важным фактором микросреды являются покупатели (потребители).
Покупателями товаров системы магазинов «КАМАЗ» являются физические и юридические лица.
Физические лица. В основном это мужчины 20-60 лет, имеющие личный автомобиль, с низким и средним уровнем доходов. Эта категория покупателей приобретает автозапчасти и расходные материалы для легковых автомобилей.
Юридические лица. Это крупные предприятия (шахты, заводы и т.п.) и компании по предоставлению автоуслуг и услуг спецтехники. Это наиболее важный сегмент потребителей для магазинов «КАМАЗ». Они закупают товар в магазинах большими партиями. Работают как за наличный расчет, так и по перечислению. Для этой группы покупателей действует постоянная система скидок, акции и предложения.
Поставщики. Сведения о поставщиках являются закрытой информацией и не подлежат распространению. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что система магазинов «КАМАЗ» работает с надежными и проверенными поставщиками товаров. Общие маркетинговые требования к поставщикам: точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом (договором, контрактом); продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, производиться по передовой технологии; соблюдать требуемые объемы поставки; оперативно откликаться на новые требования фирмы-заказчика; предоставлять необходимую сопроводительную документацию; выдерживать согласованные цены; изменения по номенклатуре продукции (сырья) должны отвечать новым стандартам; предоставлять при необходимости дополнительные услуги. Маркетинговые требования к поставщикам могут меняться в зависимости от общей экономической ситуации, конъюнктуры рынка.
Поставщики могут работать не только на систему магазинов «КАМАЗ», но и на конкурентов. Изучение поставщиков и выработка требований к ним должны осуществляться с учетом позиции конкурентов.
Конкуренты. Так как предприятие реализует автозапчасти для различных автомобилей, то и конкуренцию на данном рынке нужно рассматривать по каждой группе товаров.
Автозапчасти и расходные материалы для КАМАЗ.Конкурентов нет.
Автозапчасти и расходные материалы для Газ. Единственным конкурентом является магазин «Детали для Газ» расположенный по адресу ул. Суворова 19. Но сильным конкурентом он не является. Цены в данном магазине выше, чем в системе магазинов «КАМАЗ». Работает он недавно и еще не успел зарекомендовать себя как надежный и проверенный магазин. Но в дальнейшем он, возможно, составит сильную конкуренцию системе магазинов «КАМАЗ».
Автозапчасти для ВАЗ и ОКА . Основными конкурентами являются магазин «Железнодорожный» и «38 Магазин». Магазины составляют сильную конкуренцию магазинам «КАМАЗ». Цены на товар сравнительно такие же как и в «КАМАЗ». Работают магазины на таких же условиях: за наличный расчет и по перечислению. Так же конкурентами «КАМАЗ» в данной группе товаров являются торговые точки расположенные на «Коняхинском рынке». Но в данном случае о сильной конкуренции говорить не приходится. Цены в данном магазине значительно выше.
Автозапчасти для УАЗ и ПАЗ. Основными конкурентами являются магазины «Все для УАЗ и ПАЗ» и «УАЗик». Магазины являются сильными конкурентами «КАМАЗ». Работают магазины на данном рынке давно, имеют постоянных покупателей. Реализуют качественный товар.
Посредниками системы магазинов «КАМАЗ» являются: рекламные агентства, радио станции, телевидение. Посредники предприятия помогают ему в продвижении, сбыте и распределении товаров среди клиентов.
Контактные аудитории. Банки.