Методологии организации работы

В ходе определения запросов потребителей спредов из подгруппы качественных исследований был использован метод «мозгового штурма», благодаря которому сформулированы вопросы к анкетам (1), (2) и (3). Из количественных разведочных исследований применён метод опроса, а именно, личное интервью в виде одномоментного анкетирования.

Мозговой штурм — это групповое обсуждение с целью получения новых идей, вариантов решения проблемы. В зависимости от особенностей процесса мозговой штурм часто называют также мозговой атакой, методом генерации идей, мозговой осадой. Назначение мозгового штурма — получение как можно большего количества аргументов, оснований, предложений и т.п., относящихся к решаемой задаче прогнозирования.

Для проведения мозгового штурма  необходимо экспертную группу (6-25 человек), которая проводит одно заседаний, продолжительностью каждое не более 45 началом каждого заседания проводят краткую (2-3 мин) ориентировку, в которой напоминают исходные данные и выделяют единственную задачу предстоящей генерации.

Было бы ошибкой, например, предложить экспертам одновременно определить показатели, влияющие на качество объекта прогнозирования и альтернативные варианты рецептурных композиций этого объекта. Следует ориентировать мышление экспертов только на одну из этих задач и в ходе мозговой атаки направлять высказывания экспертов в соответствующие русло.

Во время мозговой атаки должно быть получено большое количество новых идей, предложений и т.д., поэтому слишком тщательное обсуждение каждого предложения приведет к снижению продуктивности работы. Аргументация предложений должна быть такой, чтобы большинство участников поняло сущность предложения и, по возможности, прореагировало на него.

Читать также:  Сущность производительной силы труда с использованием принципа простоты (Оккама) на уровне предприятия

В ходе мозгового штурма запрещена явная критика, но ее почти неизбежно заменяют скрытой критикой в форме выдвижения новых предложений, останавливающих развитие других идей. Если проводить мозговой штурм так, чтобы каждую новую идею обязательно доводить до логического завершения, то эффективность штурма повышается.

Наиболее распространенным методом количественных маркетинговых исследований является опрос потребителей. С его помощью можно вовремя уловить сдвиги потребительского спроса, а значит принять правильное решение в прогнозировании и производстве товаров. Опрос покупателей для сбора первичной информации проводится с помощью личного интервью, по телефону, по почте и интерактивный опрос посредством интернета. Параметры эффективности методов опроса с позиции объема информации, возможности углубления вопросов, стимулирования, быстроты опроса, вероятности искажения ответов и стоимости неодинаковы. В табл. 5 представлены сравнительные характеристики каждого из способов опроса.

В ходе исследований использованы опросы в виде личного интервью и по телефону, в соответствии с вопросами предварительно разработанных анкет.

Опрос характеризуется рядом существенных преимуществ, которые обусловили его широкое применение в исследованиях. Это достаточный уровень унификации, позволяющий по одной схеме опросить большое число людей в различных регионах, одновременно и в разное время. В ходе опроса можно оперативно усложнить содержание вопросов и дать разъяснение по ним, представить примеры и наглядный материал, дать дополнительную информацию и непосредственно стимулировать ответы.

Читать также:  Характеристика на студентку 5 курса института экономики и управления Кузбасского государственного технического университета

Преимущество личного интервью также в том, что оно позволяет вести опрос одновременно с реализацией товара, когда реакция покупателя наиболее непосредственна. Беседа в сравнении с почтой исключает влияние последующих вопросов на ответы по предыдущему вопросу, а также, по возможности, позволяет пояснить содержание вопроса. Устные опросы дают больше информации. Как правило, не более 40 % людей откликаются на письменный опрос. На практике количество ответов может быть еще меньше. При устном опросе мы можем получить почти стопроцентную реакцию.

Между тем, расходы на проведение личного интервью в сравнении с другими методами опроса они выше в 3-4 раза. Поэтому одновременно с разработкой методики опроса целесообразно прорабатывать меры снижения затрат на его проведение. Например, дешевле опрашивать не дома, а в магазине; для привлечения иллюстративного материала — проводить интервью перед стендами. Надо также учитывать, что при опросе в магазине приходится сокращать продолжительность интервью, чтобы охватить большее число респондентов.

Высокий уровень коммуникации позволяет применять технические средства передачи вопросов респонденту без непосредственного присутствия интервьюера. Поэтому, хотя личная беседа доверительнее телефона, но с его помощью можно охватить большее число респондентов. Основным преимуществом опроса по телефону является краткость, не требующая наглядных материалов. Информация оперативна. Сохраняется возможность дополнительного разъяснения и возможность задать дополнительные вопросы.

Читать также:  Этапы и процесс проведения аттестации

К недостаткам можно отнести исключение конфиденциальности информации. Часть респондентов старается уклониться от участия в интервью. В США процент отказов отвечать на вопросы опросов общественного  мнения составляет 58 %, а при наличии автоответчиков ещё более.

Личное интервью представляет собой индивидуальный опрос по специальной системе структурированных вопросов. Основным инструментом опроса при использовании личного интервью является анкета.

Анкета — метод исследования рынка с использованием вопросов, на которые участники опроса (респонденты) отвечают индивидуально. Важны физические характеристики анкеты. Маркетологу надо учитывать мотивации в области структуры документов. Анкета должна быть привлекательна на вид.

Деловые люди вряд ли отреагируют в а опросный лист, напечатанный на ярко-розовой бумаге. Не намного лучше отношение к синему и серому цвету, но зеленая, бежевая и белая бумага, как утверждают специалисты, споспособствует ответам на вопросы.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий