На территории Бакчарского района отсутствуют энергетические паспорта объектов теплопотребления и теплоисточников, заполненные в установленной форме.
Для того, чтобы на конкретном объекте и тем более на предприятии развивать комплексную систему эффективного энергопотребления, необходимо создание в первую очередь соответствующей системы контроля эффективности потребления энергоресурсов. В основу такой комплексной системы контроля должен быть положен документ, регистрирующих энергоэффективность объекта. На сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт по подготовке подобных документов за счет разработки и ведения паспортов, особенно в коммунальном хозяйстве городов и населенных пунктов [29].
Однако энергетические паспорта практически не получили развития, ввиду незначительной доли энергетических затрат в коммунальных расходах, да и полного отсутствия какого-либо учета и тем более регулирования энергоресурсов в коммунальной сфере.
Ввиду резкого роста в последние годы расходов на тепло- и энергопотребление жилого, бюджетного фондов, остро встал вопрос о разработке энергетических паспортов зданий и сооружений.
Главной мотивацией при введении энергетических паспортов на территории Бакчарского района является попытка наведения порядка в системе производства, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов. Для решения данной задачи необходимо, как минимум, владеть достоверной информацией по производству и потреблению топливно-энергетических ресурсов и иметь возможность регулировать этот процесс.
Основными предпосылками для необходимости разработки энергетических паспортов в Бакчарском районе являются следующие:
- необходимость внесения изменений в сложившуюся систему социальных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по разделам, связанным с расходами на коммунальные услуги для муниципальных образований и бюджетных организаций;
- введение лимитов на топливно-энергетические ресурсы для организаций, финансируемых из бюджетов различного уровня, имеющих льготы по налогам или льготы за получаемые топливно-энергетические ресурсы;
- организация контроля тарифов на услуги энергоснабжающих организациях;
- отсутствие достоверной информации по производству и потреблению топливно-энергетических ресурсов в муниципальных образованиях и бюджетных организациях.
Социальные нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являясь основой формирования межбюджетных отношений, не учитывали основных особенностей, определяющих затраты на услуги жилищно-коммунального хозяйства (теплоснабжение, горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение).
Необходимо учитывать довольно суровые климатические условия на территории Бакчарского района.
Кроме того, до сегодняшнего дня не учитывались удельные расходы тепловой энергии на отопление жилого фонда в зависимости от типа строения: удельные затраты на отопление одного квадратного метра общей площади для различных строений отличаются в 2–2,5 раза [29].
Так для отопления одного квадратного метра одноэтажного здания постройки до 1985 года, необходимо затратить тепловой энергии в 2,5 раза больше, чем для отопления одного квадратного метра здания высотой в 5 этажей, построенного с учетом энергосберегающих мероприятий после 1985 года, и это вполне соответствует положениям СниП 2.04.07-86 “Тепловые сети”.
Используемые социальные стандарты не учитывают стоимость тепловой энергии, вырабатываемой различными теплоисточниками. Как показало энергетическое обследование котельных села Бакчар, стоимость произведенной тепловой энергии колеблется в пределах от 400 до 1300 рублей за Гкал, в зависимости от источника тепла.
Одной из основных существенных предпосылок создания энергетических паспортов объектов Бакчарского района является отсутствие достоверной информации по производству и потреблению топливно-энергетических ресурсов.
Объективным фактором недостаточной достоверности информации является отсутствие приборов учета расхода энергетических ресурсов. Объемы потребления энергетических ресурсов в данном случае считаются по нормативам, методикам, принятым в прошлом и не всегда корректно используемым в настоящее время. Достаточно часто встречается несоответствие проектных и фактических данных эксплуатируемого оборудования, тепловых сетей, теплопотребителя и т.п. Эта типовая ошибка возникает как на стадии строительства, так и в период эксплуатации. Неудивительно, что при расчетных методах определения расходов ТЭР по данным объектам в основу закладываются проектные решения, принятые на бумаге, и это ведет в дальнейшем к систематической ошибке при эксплуатации данных систем.
Серьезным фактором, сказывающимся на достоверности информации, является образование новых органов управления с административным выделением их из существующих. Вновь образованные, как правило, не имеют достаточной документации по своей собственности. Не всегда этот процесс проходит без ущерба в информационном плане. И самое неприятное, что существующие нормы, принятые довольно давно, не всегда несут достаточную и достоверную информацию.