Одной из проблем является финансирование отрасли из федерального бюджета на покрытие разницы в тарифах, которое осуществляется без учета особенностей сибирского региона

Одной из проблем является финансирование отрасли из федерального бюджета на покрытие разницы в тарифах, которое осуществляется без учета особенностей сибирского региона. Финансирование отрасли производится на основании федеральных стандартов. Однако федеральный стандарт не учитывает тяжелые климатические условия Сибири.

Фактическая величина затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в области, ввиду значительных цен на топливо, электроэнергию и др. составляющих себестоимости, в последние годы значительно превышала федеральный стандарт. Так, в 2001 году величина затрат в Томской области сложилась в размере ____ рублей в расчете на 1 кв. м. общей площади жилья (федеральный стандарт — _____ руб.). В результате такого положения область недополучила средств из федерального бюджета в размере _____ млн. рублей.

Немаловажной причиной недофинансирования отрасли является несовершенство тарифной политики. Нередка ситуация, когда в тариф не включаются все составляющие, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Например, зачастую в структуру тарифов не включаются средства, необходимые для обслуживания приборов и узлов учета потребления коммунальных услуг. Процесс установления тарифов чрезвычайно политизирован, поскольку затрагивает интересы населения, проживающего на территории муниципального образования. Решения об изменении тарифов принимаются с учетом предстоящих выборов, и вопросы финансирования деятельности муниципальных коммунальных предприятий отходят на второй план. Усугубляет ситуацию и то, что тарифы устанавливаются на нефиксированный срок. Это создает ситуацию экономической неопределенности, как для предприятия, так и для потребителей. На практике тарифы могут не пересматриваться по 3 и более года, невзирая на очевидные скачки инфляции.

Читать также:  Оценка инвестиционных проектов по лизинговым операциям

Еще одна причина тяжелого финансового состояния отрасли – повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Задолженности населения являются источником цепочки неплатежей, которые охватывают практически все отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Причинами неплатежей являются: низкая платежеспособность населения, высокая стоимость услуг, а также неэффективная система сбора платежей и расчетов между всеми организациями, задействованными в предоставлении услуг. Последняя из перечисленных причин, а именно, незаинтересованность посредников – муниципальных предприятий-перепродавцов, занимающихся сбором платежей, в налаживании эффективного учета и своевременной оплате ресурсов способствовала переходу на прямые расчеты между ресурсоснабжающими организациями и потребителями. Это дало некоторый положительный эффект. Денежные средства от населения ресурсоснабжающим организациям стали поступать своевременно и в полном объеме. Удалось наладить учет в сельских районах.

Однако переход на прямые расчеты имеет и негативные последствия. Во-первых, распределение функций сбора платежей между множеством различных организаций, вынужденных создавать свои абонентские отделы, базы данных потребителей и т.д., ведет к удорожанию услуг и создает  неудобства для потребителей. Во-вторых, при устранении посредников затрудняется соблюдение квалифицированного систематического контроля выполнения ресурсоснабжающими организациями своих обязательств по срокам, объемам и качеству поставки ресурсов, ограничиваются возможности потребителей по отстаиванию своих прав в случае нарушения договорных обязательств. Кроме того, поставщики ресурсов не занимаются обслуживанием жилья, а, значит, не могут проводить энергосберегающие мероприятия на этапе поставки ресурсов потребителям (утепление подъездов, установка энергосберегающего освещения в подъездах и т.д.).

Читать также:  В настоящее время производственная мощность Тимлюйского цементного завода составляет 700 тыс. тонн цемента в год

Все рассмотренные нами выше факторы, несомненно, оказывают большое влияние на финансовое состояние отрасли ресурсообеспечения населения. Однако, основной причиной тяжелого финансового положения следует признать отсутствие у предприятий отрасли серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов. Данные аудиторских проверок и энергетических обследований предприятий показывают наличие неиспользованных резервов (35-40 %) даже при самых низких тарифах. Анализ большинства проектов по развитию систем коммунального обслуживания при этом показывает, что большинство из них направлено на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагает меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

В итоге затраты, например, электроэнергии на производство  и  реализацию 1 куб. м. воды на 30 %  выше среднеевропейского уровня. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 2-3 раза выше, чем в аналогичных европейских предприятиях. Удельное потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах (в то время как при оплате по приборам учета эти величины значительно ниже).

Читать также:  Эффективная деятельность ОАО РЖД при рыночной экономике

Незаинтересованность предприятий в снижении затрат вызвана недостаточными мерами по введению экономических механизмов функционирования отрасли, разрушению монополизма, развитию конкурентных рынков предоставления коммунальных услуг.

Кардинально изменить финансовое положение сферы ресурсообеспечения в долгосрочной перспективе могло бы и создание условий для притока частных инвестиций. Непривлекательность отрасли для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетом своих обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными.

Итак, основными причинами тяжелого финансового состояния системы ресурсообеспечения населения являются: недостаточное финансирование отрасли из федерального бюджета; несовершенство тарифной политики (отсутствие срока действия тарифа, несовершенство методик расчета); низкая платежеспособность населения и высокая стоимость услуг; неэффективная система сбора платежей;  незаинтересованность предприятий в снижении нерациональных затрат; отсутствие конкуренции; отсутствие условий для инвестиций

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий