Организация транспортирования горной массы на карьерах

      Транспортирование горной массы    на    карьерах — один из основных технологических  процессов,   на   который   приходится от 40 до  75%   затрат, связанных с добычей   полезного ископаемого. Поэтому организация транспортных процессов, в частности   работы   транспортных   средств   на   перевозке   полезного ископаемого   и   вскрышных   пород, — важнейшая  задача   всего комплекса организации карьерных работ.

На современных карьерах наиболее распространен колес­ный (железнодорожный и автомобильный) транспорт, для ко­торого характерна очень высокая интенсивность движения, обусловленная большим числом одновременно работающих транспортных средств (десятки и сотни единиц в смену) и сравнительно короткими расстояниями транспортирования (до 4-5 км) при достаточно сложных схемах транспортных ком­муникаций. К основным задачам организации работы транс­порта относятся:

  • обеспечение оптимального использования технических воз­можностей подвижного состава с целью перевозки максималь­ных объемов грузов при условии непревышения плановых за­трат на перевозку;
  • организация безопасного и эффективного движения транс­портных средств в сети коммуникаций;
  • обоснование оптимального режима транспортных работ, согласования собственно перевозок грузов с вспомогательны­ми работами.

Движение — карьерных транспортных средств (поездов и автосамосвалов) осуществляется по закрытому, открытому и комбинированному циклам. В первом случае группа транс­портных средств закрепляется за одним пунктом погрузки (экскаватором) на все время смены. Это значительно облег­чает организацию движения, но предопределяет большие про­стои оборудования. Работа по открытому циклу заключается в том, что каждая транспортная единица, следующая в карь­ер, получает адрес погрузки в зависимости от конкретной си­туации (загрузка экскаваторов и подъездных путей. Этот способ организации движения транспорта позволяет повысить эффективность процесса на 10-12%, однако требует дополнительного использования средств автоматизированного управления процессом.

Рис. 4. Ступенчатый график работы экскаваторов в смене:

1-простои в резерве; 2 — погрузка; 3 — непланируемые остановки; 4 – вспомогательные работы

Комбинированный способ организации движения заключа­ется в периодическом переключении транспортных средств от одного экскаватора к другому в случае их остановки для вы­полнения вспомогательных или ремонтных работ. Этот ва­риант организации движения особенно эффективен при работе автотранспорта, которая характеризуется значительной неста­бильностью в течение смены (задержки выезда автомашин на линию и преждевременные уходы из карьера). В частности, представляется наиболее целесообразным применять так назы­ваемый ступенчатый график выполнения экскаваторами ос­новной и вспомогательных работ, увязанный с графиком выхо­да автомашин на линию, их закреплением за определенными экскаваторами и графиком работы вспомогательной техники (бульдозеров, автогрейдеров).

Согласно ступенчатому графику загрузки экскаваторов в первые и последние часы смены предусматривается концент­рация вспомогательных работ у свободных экскаваторов в периоды, когда интенсивность погрузки низкая (рис.4). Это позволяет улучшить использование работающих в карьере автомашин, так как занятые погрузкой экскаваторы не долж­ны переключаться на вспомогательные работы    до    ухода от них автомашин.

Работу  железнодорожного транспорта,  как  правило, орга­низуют по открытому циклу, фиксируя ее с помощью исполнительского графика движения поездов. Последний одновремен­но является основным отчетным документом о работе смены, поэтому к точности его ведения должны предъявляться строгие требования.

Оставьте комментарий