В комплексе задач, стоящих перед ОАО «РЖД», одно из центральных мест занимает разделение монопольного и конкурентного секторов экономики. Для реализации поставленной задачи было принято решение о структурной перестройке путевых машинных станций. Концепция структурной перестройки путевых машинных станций предусматривает разделение функций основной структурной единицы – путевых машинных станций на эксплуатацию путевых машин на ремонте пути, и ремонт и техническое обслуживание путевой техники.
Данная реструктуризация предполагает создание эксплуатационных и ремонтных путевых машинных станций. Целью эксплуатационной путевой машинной станций будет являться выполнение установленных ремонто-путевых работ, а ремонтной путевой машинной станции является своевременный и качественный ремонт путевых машин и механизмов.
Разделение функций путевых машинных станций на эксплуатацию и ремонт имеет свои положительные стороны:
- реструктуризация путевых машинных станций является необходимым шагом в решении основной задачи структурной перестройки на железнодорожном транспорте в целом – разделение конкурентного и монопольного секторов;
- путевые машинные станции, став базовыми предприятиями по ремонту путевых машин и механизмов и попав в конкурентную среду, должны будут значительно повысить качество своих услуг.
Таким образом, концепция реформирования железнодорожного транспорта в качестве стратегической цели определяет повышением эффективности использования всех производственных ресурсов.
И так, эффективность использования производственных ресурсов можно проследить по объемам ремонтного производства, включающим такие показатели, как трудоемкость и стоимость произведенных ремонтов. В 2004 году трудоемкость всех произведенных ремонтов по сравнению с 2003 годом увеличилась на 1,85%, это было вызвано увеличением трудоемкости текущего ремонта машин дистанций пути и путевых машинных станций на 42,32% и трудоемкости ремонта узлов и механизмов путевой техники более чем в 6 раз. Но на изменение общей трудоемкости повлияло снижение трудоемкости капитального ремонта путевой техники на 58,78%.
Стоимость произведенных ремонтов в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросла на 31,81%. На ее изменение оказало влияние увеличение стоимости текущего ремонта машин дистанций пути и путевых машинных станций на 77,70%, а главным образом повлияло увеличение стоимости ремонта узлов и механизмов путевой техники, которая возросла более, чем в 7 раз.
Трудоемкость произведенных ремонтов в 2005 году по сравнению с 2003 годом снизилась на 36,68%, на это повлияло снижение трудоемкости ремонта машин дистанций пути и путевых машинных станций на 90,22% и трудоемкости капитального ремонта путевой техники на 41,59%. Стоимость же этих ремонтов в 2005 году по сравнению с 2003 годом в отличии от трудоемкости увеличилась на 7,42% за счет увеличения стоимости ремонта узлов и механизмов в 10 раз и стоимости текущего ремонта машин дистанции пути и путевых машинных станций, почти в 3 раза. Однако произошло и снижение стоимости промышленного производства на 35,77% и на 9,56% — капитального ремонта путевой техники.
На предприятии наиважнейшую роль играют трудовые ресурсы, поэтому необходимо уделять внимание плану по труду, включающему в себя такие показатели как ФОТ, среднесписочная численность рабочих, среднемесячная заработная плата и производительность труда.
Так в 2004 году фонд оплаты труда по сравнению с 2003 годом увеличился на 43,20%, что было вызвано увеличением среднесписочной численности рабочих на ремонте путевых машин на 3,91%, и ростом среднемесячной заработной платы на 37,82%.
В 2005 году ФОТ по сравнению с 2003 годом увеличился на 13,36%, это было обусловлено увеличением среднемесячной заработной платы 45,10%. В свою очередь на увеличение среднемесячной заработной платы повлияли рост инфляции и индексации заработной платы.
Одним из немаловажных показателей плана по труду является производительность труда, именно она отражает, на сколько эффективно используются трудовые ресурсы.
В 2004 году производительность труда по отношению к уровню 2003 году составила 98,02%, а в 2005 она составила 81,05% к уровню 2003 года. На снижение производительности труда в 2004 году повлияло увеличение среднесписочного состава рабочих на 3,91%, при практически той же трудоемкости, выполняемых ремонтов, что и в 2003 году ( она увеличилась на 1,85%). Сокращение производительности труда в 2005 году по сравнению с 2003 годом произошло за счет снижения трудоемкости выполненных ремонтов на 36,68%.
Огромное влияние на производительность труда оказывает использование трудовых ресурсов. В данном случае речь идет эффективном использовании рабочего времени на ремонте путевых машин и механизмов. Так, исходя, из результатов 3 раздела можно разделить рабочее время на продуктивное, непродуктивное время и время перерывов. Продуктивное время за исследуемый период ( в период проведения фотонаблюдений) составило 222,4 минуты от всего рабочего времени, то есть менее 50%, время регламентированных перерывов составило 11 минут ( 2%). Непродуктивное время на ремонте путевой техники составило 246,6 минут (52% от времени рабочего дня). Непродуктивное время складывается из потерь рабочего времени и нерегламентированных перерывов. В структуре потерь рабочего времени наибольшую долю занимает исправление брака 62%, на подноску материала и деталей вместо подсобных рабочих приходится 48% от общих потерь рабочего времени, 33% приходится — на ожидание работ. На позднее начало и раннее окончание работ, а также на ожидание материалов и инструмента приходится соответственно 4% и 2% от потерь рабочего времени. Во времени нерегламентированных перерывов наибольшая доля приходится на перерывы, вызванные нарушением производственного процесса 79%. На перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины, приходится 21% от общего времени нерегламентированных перерывов.
И так, использование трудовых ресурсов на ремонте путевых машин и механизмов неэффективно, об этом говорят значительные потери рабочего времени, связанные в основном с исправлением брака, а так же нерегламентированные перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины и производственного процесса. А это в свою очередь говорит о неполном контроле над производственным процессом, а также о плохой организации трудового процесса. В связи с этим главной целью данного предприятия должно стать повышение эффективности использования трудовых ресурсов, для этого необходимо увеличить производительность труда в 2 раза и снизить до минимума потери времени рабочего дня. Этого можно добиться за счет ужесточения требований к трудовой дисциплине рабочих, занятых на ремонтном производстве, а также ужесточения контроля над проведением работ в ремонтно-механических цехах силами освобожденных бригадиров и мастеров. Кроме того, следует увеличить число фотохронометражных наблюдений для более точной информации об использовании трудовых ресурсов. А также необходимо применение более прогрессивных норм времени на ремонте путевых машин и механизмов, с учетом внедрения новых технологий.