Реструктуризация путевых машинных станций

В комплексе задач, стоящих перед ОАО «РЖД», одно из центральных мест занимает разделение монопольного и конку­рентного секторов экономики. Для реализации поставленной задачи было принято решение о структурной перестройке путевых машинных станций. Концепция структурной перестройки путевых машинных станций предусматривает разделение функций основной структурной единицы – путевых машинных станций на эксплуатацию путевых машин на ремонте пути, и ремонт и техническое обслуживание путевой техники.

Данная реструктуризация  предполагает создание эксплуатационных и ремонтных путевых машинных станций. Целью эксплуатационной путевой машинной станций будет являться выполнение установленных ремонто-путевых работ, а ремонтной путевой машинной станции является своевременный и качественный ремонт путевых машин и механизмов.

Разделение функций путевых машинных станций на эксплуатацию и ремонт имеет свои положительные стороны:

  1. реструктуризация путевых машинных станций является необходимым шагом в решении основной задачи структурной перестройки на железнодорожном транспорте в целом – разделение конкурентного и монопольного секторов;
  2. путевые машинные станции, став базовыми предприятиями по ремонту путевых машин и механизмов и попав в конкурентную среду, должны будут значительно повысить качество своих услуг.

Таким образом, концепция реформирования железнодорожного транспорта в качестве стратегической цели определяет  повышением эффективности использования всех производственных ресурсов.

И так, эффективность  использования производственных ресурсов можно проследить по объемам ремонтного производства, включающим такие показатели, как трудоемкость и стоимость произведенных ремонтов. В 2004 году трудоемкость всех произведенных ремонтов по сравнению с 2003 годом увеличилась на 1,85%, это  было вызвано увеличением трудоемкости текущего ремонта машин дистанций пути  и путевых машинных станций  на 42,32% и трудоемкости ремонта узлов и механизмов путевой техники более чем  в 6 раз. Но на изменение общей трудоемкости повлияло снижение трудоемкости капитального ремонта путевой техники  на 58,78%.

Читать также:  Заседание секции научно-технического совета ОАО «РЖД» на тему: «Развитие эталонной базы ОАО «РЖД»

Стоимость произведенных ремонтов в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросла на 31,81%. На ее изменение оказало влияние увеличение стоимости текущего ремонта машин  дистанций пути и путевых машинных станций на 77,70%, а главным образом повлияло увеличение стоимости ремонта узлов и механизмов путевой техники, которая возросла  более, чем в 7 раз.

Трудоемкость произведенных ремонтов в 2005 году по  сравнению с 2003 годом  снизилась на 36,68%, на это повлияло снижение трудоемкости ремонта машин дистанций пути и путевых машинных станций на 90,22% и  трудоемкости  капитального ремонта путевой техники на 41,59%. Стоимость же этих ремонтов в 2005 году по сравнению с 2003 годом в отличии от трудоемкости увеличилась на 7,42% за счет увеличения стоимости ремонта узлов и механизмов в 10 раз и стоимости текущего ремонта машин дистанции пути и путевых машинных станций, почти в 3 раза. Однако произошло и снижение стоимости промышленного производства на 35,77%  и на 9,56% — капитального ремонта путевой техники.

На предприятии наиважнейшую роль играют трудовые ресурсы, поэтому необходимо  уделять внимание  плану по  труду, включающему в себя такие показатели как ФОТ, среднесписочная численность рабочих, среднемесячная заработная плата и производительность труда.

Так в 2004 году фонд оплаты труда по сравнению с 2003 годом увеличился на 43,20%, что было вызвано увеличением  среднесписочной численности рабочих на ремонте путевых машин на 3,91%, и ростом среднемесячной заработной платы на 37,82%.

Читать также:  В любом случае в воинские части и соединения должна быть приписана автомобильная техника

В 2005 году ФОТ по сравнению с 2003 годом увеличился на 13,36%, это было обусловлено увеличением среднемесячной заработной платы 45,10%. В свою очередь  на увеличение среднемесячной заработной платы повлияли  рост инфляции и индексации заработной платы.

Одним из немаловажных показателей плана по труду является производительность труда, именно она отражает, на сколько эффективно используются трудовые ресурсы.

В 2004 году производительность труда по отношению к уровню 2003 году составила 98,02%, а в 2005 она составила  81,05% к уровню 2003 года. На снижение производительности труда в 2004 году повлияло увеличение среднесписочного состава  рабочих на 3,91%, при практически той же трудоемкости, выполняемых ремонтов, что и в 2003 году ( она увеличилась на 1,85%). Сокращение производительности труда в 2005 году по сравнению с 2003 годом произошло за счет снижения трудоемкости выполненных ремонтов на 36,68%.

Огромное влияние на производительность труда оказывает использование трудовых ресурсов. В данном случае речь идет эффективном использовании рабочего времени на ремонте путевых машин и механизмов. Так, исходя, из результатов 3 раздела можно разделить рабочее время на продуктивное, непродуктивное время  и время перерывов. Продуктивное время за исследуемый  период ( в период проведения фотонаблюдений) составило 222,4 минуты от всего рабочего времени, то есть менее 50%, время регламентированных перерывов составило 11 минут ( 2%).  Непродуктивное время на ремонте путевой техники составило 246,6 минут (52% от времени рабочего дня). Непродуктивное время складывается из потерь рабочего времени и нерегламентированных перерывов. В структуре потерь рабочего времени наибольшую долю занимает исправление брака 62%, на подноску материала и деталей вместо подсобных рабочих приходится  48% от общих потерь рабочего времени, 33% приходится — на ожидание работ. На позднее начало и раннее окончание работ, а также на ожидание материалов и инструмента приходится соответственно 4% и 2% от потерь рабочего времени. Во времени нерегламентированных  перерывов наибольшая доля приходится на перерывы, вызванные нарушением производственного процесса 79%. На перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины, приходится  21% от общего времени нерегламентированных перерывов.

Читать также:  Предварительные технико-экономические сравнения вариантов показали, что для дальнейшей проработки и обоснования инвестиций в строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург целесообразно принять «Западный» вариант

И так, использование трудовых ресурсов на ремонте путевых машин и механизмов  неэффективно, об этом говорят значительные потери рабочего времени, связанные  в  основном  с исправлением брака, а так же нерегламентированные перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины и производственного процесса. А это в свою очередь говорит о неполном контроле над производственным процессом, а также о плохой организации трудового процесса. В связи с этим главной целью данного предприятия должно стать повышение эффективности использования трудовых ресурсов, для этого необходимо увеличить производительность труда в 2 раза и снизить до минимума потери времени рабочего дня. Этого можно добиться за счет ужесточения требований к трудовой дисциплине рабочих, занятых на ремонтном производстве, а также ужесточения контроля над проведением работ в ремонтно-механических цехах силами освобожденных бригадиров и мастеров. Кроме того, следует увеличить число фотохронометражных наблюдений для более точной информации об использовании трудовых ресурсов. А также необходимо применение более прогрессивных норм времени на ремонте путевых машин и механизмов, с учетом внедрения новых технологий.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий