Результаты эксплуатации ЕК АСУФР позволяют отметить качественное улучшение основных финансово-экономических показателей по следующим направлениям:
- оптимизировано составление бухгалтерской отчетности; сокращены сроки представления баланса по предприятиям в среднем на 5 дней за счёт оперативности сбора и высокой степени достоверности (рис. 2.2);
- реализован учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности на любую дату на всех организационных уровнях дороги с возможностью просмотра первичных документов;
- реализовано оперативное управление состоянием расчетов с деловыми партнерами, проведение взаиморасчетов между ними внутри дороги;
- учёт и анализ эксплуатационных расходов осуществляется в реальном масштабе времени по дороге, в разрезе служб и структурных подразделений с точностью до первичного документа:
- по видам деятельности (эксплуатация, ПВД, капитальный ремонт, строительство);
- по элементам затрат, статьям затрат;
- с расшифровкой прочих затрат, прочих материальных затрат, непроизводительных расходов дороги;
- осуществляется контроль расходов и среднесписочной численности работающих на соответствие плановым заданиям по службам и предприятиям;
- оперативная и достоверная информация о запасах МТР, их движении, неликвидах и страховых запасах позволила:
- поддерживать необходимый уровень запасов в соответствии с нормативами и определять дальнейшую потребность в МТР – с июля по декабрь 2001 г. запасы сокращены на 188,5 млн р. (рис. 2.3);
- контролировать материалы, не имеющие движения – с июля и до конца 2001 г. таких материалов уменьшилось на 28,2 млн р. (рис. 2.4.);
- перераспределять материальные ресурсы для подразделений дороги;
- контролировать цены приобретения ТМЦ.
Перспективы развития системы на дороге
В числе проблем, с которыми сегодня имеет дело железнодорожный транспорт, проблема изношенности подвижного состава, являющейся одной из наиболее острых. Имея 60% износа невозможно в короткие сроки решить вопрос восполнением вагонного парка новыми изделиями. Требуются неординарные пути решения проблемы, одним из которых должна стать оптимизация организации ремонтов действующего подвижного состава. При таких условиях внедрение входящего в состав R/3 модуля управления ремонтом и эксплуатацией технических средств (модуль ТОРО) становится весьма актуальной задачей. Модуль помогает учитывать затраты и планировать ресурсы на техобслуживание и ремонт, учитывает незапланированные ремонты и, как результат, на его основе создается информационная система техобслуживания и ремонта.
Другая, и, наверное, более важная проблема – повышение производительности труда, в том числе за счет умелого маневрирования трудовыми ресурсами, создания благоприятных социально-экономических условий для закрепления квалифицированных кадров. Система SAP R/3 имеет в своем составе модуль управления персоналом. Это полностью интегрированная система объединяет возможности администрирования персонала, расчета заработной платы, управления временными данными, расчета командировочных расходов и льгот, планирования и повышения квалификации персонала.
Работы по развитию проекта ЕК АСУФР на дороге в текущем году проводятся в соответствии с приказом от 14.01.2003 № 23Н и планом развития ЕК АСУФР на 2003 год, утвержденным начальником дороги.
Основные направления работ по развитию ЕК АСУФР/ТДС-4 в 2003 году следующие:
- В части ТДС-4:
- разработка технологии и создание программного обеспечения по ведению налогового учета;
- разработка технологии и создание программного обеспечения по реализации заявочной компании;
- разработка и создание дополнительной финансовой и статистической отчетности;
- выполнение работ по оптимизации программного обеспечения и выполнения бизнес-процессов в ТДС;
- обучение пользователей новым технологиям и возможностям системы;
- сдача в промышленную эксплуатацию подсистемы «Учет доходных поступлений».
- В части «Информационной системы руководителя» разработка системы ежесуточного мониторинга:
- состояния основных средств;
- доходных поступлений от пассажирских перевозок;
- доходных поступлений от грузовых перевозок;
- кредиторской и дебиторской задолженности по грузовым перевозкам;
- В части дорожного хранилища на базе ПО SAS – разработка автоматизированной системы планирования объемных и качественных показателей и расходов эксплуатации с применением статистических данных за прошлые годы.
- В части технического комплекса:
- ввод в эксплуатацию дискового подмассива Symmetrix;
- инсталляция и ввод в эксплуатацию третьего домена на сервере SUN
Таким образом, с начала внедрения на Красноярской железной дороге базовая функциональность ЕК АСУФР внедрена в 102 подразделениях и 16 службах с числом работающих более 43 тыс. и с подключением 1271 конечного пользователя, причем более 200 из них составляют специалисты и руководители служб управления дороги.
На уровне дороги создан самостоятельно функционирующий комплекс ЕК АСУФР, который обеспечивает деятельность служб и комплексное управление финансово-хозяйственной деятельностью всех структурных подразделений дороги. Отдельная инфраструктура в каждом структурном подразделении не создавалась, что существенно упростило и удешевило проект ЕК АСУФР. Такое решение предъявляет высокие требования к надежности и пропускной способности сети передачи данных (СПД) дороги, однако решение этой проблемы с помощью современных технологий многократно проще и дешевле, чем создание серверных комплексов и локальных баз данных на каждом структурном подразделении в отдельности. Взаимодействие между центральной и дорожной системами ЕК АСУФР организуется с использованием СПД МПС.
Единая методология управления финансово-хозяйственной деятельностью для уровней дороги и предприятий
В ЕК АСУФР реализована единая методология управления финансово-хозяйственной деятельностью для уровней дороги и предприятий. Особенностью реализации является ведение информационной модели каждого из предприятий, как отдельной балансовой единицы в составе единой дорожной системы. Доступ конечных пользователей с каждого предприятия обеспечивается средствами СПД, они работают только с данными своей балансовой единицы, получая все функциональные преимущества промышленной ERP-системы, а начальники служб дороги и руководители структурных подразделений получают агрегированную и, при необходимости, детализированную информационную поддержку для принятия управленческих решений.