Продолжительность строительства стволов является одним цз главных технических показателей. В горнодобывающей промышленности она во многом определяет общее время строительства шахты (рудника). В настоящее время продолжительность строительства ствола составляет 45–55 %, а на отдельных шахтах – 60–65 % общего времени строительства горного предприятия. Увеличение скорости проходки ствола позволяет сократить общие сроки строительства и ускорить ввод шахты в эксплуатацию.
В бывш. СССР среднемесячные технические скорости строительства стволов увеличились с 10 м/мес в пятидесятые годы до 50 м/мес (в Донбассе до 80 м/мес) в семидесятые годы. Некоторое снижение технической скорости строительства стволов объясняется ухудшением горно-геологических условий строительства глубоких стволов. Увеличение технической скорости произошло за счет внедрения прогрессивных технологических схем, высокопроизводительного горнопроходческого оборудования и совершенствования организации производства.
В стволах, оснащенных установками БУКС и погрузочными машинами с механическим вождением грейфера, скорость проходки в 1,5–2 раза больше, чем в стволах, оснащенных машинами КС-3.
Важное значение, в увеличении среднемесячных технических скоростей строительства ствола имеет организация скоростных проходок, которые позволили выявить резервы в сокращении времени выполнения отдельных процессов и цикла в целом, определить рациональное оснащение ствола горнопроходческим оборудованием и установить более эффективную организацию работ.
Основными направлениями дальнейшего повышения средней технической скорости строительства являются следующие: широкое применение совмещенной, а в стволах большой глубины – параллельно-щитовой технологических схем, внедрение высокопроизводительных машин для бурения шпуров типа БУКС и СМБУ, а для погрузки породы – машины с механическим вождением грейфера; дальнейшее совершенствование производства буровзрывных работ в направлении увеличения глубины и коэффициента использования шпуров, снижения коэффициентов излишка сечения и т. п.; внедрение комплексных бригад, работающих по подрядному принци-пу; укомплектование бригад оптимальным числом высококвалифицированных проходчиков; обеспечение бесперебойной работы машин и механизмов, сокращение внутрисменных и целосменных простоев и времени выполнения непроизводительных работ; четкое материально-техническое снабжение и т. д.
В практике имели место случаи, когда в отдельные месяцы достигали высоких скоростей, а в остальное время ствол проходили с незначительной скоростью. В результате общее время строительства ствола оставалось довольно продолжительным.
Общий уровень техники и организации работ при строительстве всего ствола характеризует среднемесячная календарная скорость строительства.