Начало обучения в техникуме сложный и ответственный период в жизни подростка. Студенты переживают кризис, связанный с необходимостью адаптации к техникуму.
В течение первых трёх месяцев мной выделяется обучающихся «группы риска» по следующим объективным признакам:
- Стойкая не успешность в обучении,
- Отклонения в поведении, конфликтность, агрессивное поведение,
- Хронически сниженное настроение, наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.
Особое внимание при определении группы риска обращено на обучающихся – сирот и обучающихся оставшихся без попечения родителей.
Было выделено три уровня социальной адаптированности обучающихся в техникуме:
Высокий уровень
- Обучающиеся положительно относящиеся к техникуму
- Предъявляемые требования воспринимают адекватно
- Учебный материал усваивают легко
- Внимательно слушают педагогов
- Выполняют поручения без внешнего контроля
- Проявляют интерес к самостоятельной работе
- Проявляют интерес ко всем предметам
- Имеют дружеские отношения в группе
- Аккуратен в одежде
- Подготовлен к занятиям
Средний уровень
- Положительное отношение к техникуму
- Понимает учебный материал
- Усваивает основное в программе
- Самостоятельно решает типовые задачи
- Внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля
- Сосредоточен при наличии интереса к предмету
- Дружит с ребятами в группе
- Аккуратен в одежде
- Подготовлен к занятиям
Низкий уровень
- Относится к техникуму отрицательно или безразлично
- Жалуется на здоровье
- Преобладает плохое настроение, нарушает дисциплину
- Учебный материал усваивает фрагментарно
- К самостоятельным занятиям не проявляет интереса
- К урокам не готовится
- Близких друзей в группе не имеет
- Требует контроля и помощи, пассивен
- Не опрятный внешний вид
В работе социального педагога КузТАГиС с детьми – сиротами и детьми группы риска были выделены следующие направления деятельности:
- Формирование банка данных обучающихся группы риска.
- Диагностика проблем обучающихся группы риска.
- Разработка индивидуальных планов оказания помощи.
- Реализация планов оказания помощи.
- Анализ, рефлексия.
С целью оптимизации документации, обучающихся – сирот и обучающихся группы риска, а также структуризации документооборота социальным педагогом был разработан «Рабочий журнал социального педагога», который охватил основные виды и направления деятельности.
- Формирование банка данных обучающихся – сирот и обучающихся группы риска.
(имеющих трудности в социальной адаптации)
Именно на этом этапе выявляется группа обучающихся – сирот и обучающихся группы риска с которой необходимо строить дальнейшую работу по оказанию помощи в социальной адаптации к новым социальным условиям (техникуму, общежитию)
Данное направление включает в себя несколько этапов.
- Сбор информации, диагностика.
Способы получения необходимой информации:
- анализ журналов;
- опрос мнения преподавателей об обучающихся;
- анализ учёта посещаемости занятий;
- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
- беседы с родителями обучающихся ;
- социометрические исследования;
- наблюдения; (прил. № 1)
- беседы с обучающимися; (прил. № 2)
- запрос информации в инспекцию ПДН;
- запрос информации с предыдущего места учёбы;
- анкетирование обучающихся; (прил. № 3)
- Систематизация собранной информации, выделение остро нуждающихся в помощи, тех кому необходимо оказать её в первую очередь.
Итогом сбора информации являются социальные паспорта групп и сводные статистические таблицы.
- Диагностика проблем обучающихся– сирот и обучающихся группы риска.
Для диагностики, сбора информации используются следующие методы: анализ журналов, посещаемости, успеваемости, зафиксированных нарушений, беседы с родителями, обучающимися, преподавателями и другими специалистами (педагог-психолог, врач-нарколог, инспектор ПДН и др.).
В ходе изучения обучающегося и его семьи заполняется «Карта социально-педагогического изучения семьи» (прил. № 5).
Если необходимо социальный педагог посещает семью обучающегося на дому и заполняет «Акт обследования жилищно-бытовых условий»
(прил. № 6).
Основательно изучив, проблему, причины социальной дезадаптации обучающегося социальный педагог, (2) составляет индивидуальный план оказания ему помощи.
- Реализация планов оказания помощи детям группы риска.
Направление подразделяется на следующие деятельностные блоки.
- Организационные мероприятия:
- составление социального паспорта группы;
- организация встреч педагогов и специалистов с родителями;
- составление характеристик на детей группы риска;
- составление административных писем, ходатайств и др. документов;
- осуществление связи с различными административными, правовыми, социальными, образовательными, медицинскими учреждениями (прил. № 7);
- осуществление связи с различными специалистами внутри образовательного учреждения (прил. № 8);
- организация досуга и кружковой деятельности.
Остановимся более подробно на педагогической деятельности социального педагога с обучающимися сиротами и обучающимися группы риска. С 2004 г. на базе общежития КузТАГиС функционирует «Клуб выходного дня».Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, обучающихся.
Цель работы клуба: организовать досуговую деятельность обучающихся, способствующую успешной социальной адаптации личности.
Работа клуба в большей степени направлена на организацию культурно-досуговой деятельности обучающихся. Используются следующие формы занятий: экскурсии (посещение музеев, ботанический сад, планетарий); беседы и лекции («Наши права», «Способы выхода из стрессовой ситуации», «Отказ от…», «Зависимость — что это?»), тематические игры, групповые прогулки.
Одной из эффективных форм работы с обучающимися группы риска является вовлечение ребят в волонтёрское движение КузТАГиС. Участие в волонтёрском движении способствует развитию у обучающихся социально значимых качеств личности (патриотизм, толерантность, эмпатия и др.)
Весной 2006г. была создан редакционный отдел, который работает над газетой «Студенческая волна». В редакционный отдел были приглашены все желающие обучающиеся. Газета – это платформа для развития, становления, формирования психологической и социальной готовности к созидательной жизни в обществе. Следует отметить, что в работе участвуют не только одарённые ребята, но и те, кто по каким либо причинам оказались в группе риса.
В этом смысле основной задачей для руководителей является создание одинаковых условий для всех ребят. В нашей газете организован редакционный совет. Все могут выносить свои предложения по тематике номера, рубрикам которые будут напечатаны, все предложения обсуждаются и утверждаются самые интересные. В первом номере газеты были рубрики рассказывающие о жизни техникума, о достижениях наших обучающихся, профессиях и специальностях, о самом волнующем и актуальном для ребят – о любви, авторские стихотворения студентов первого курса. Первый номер газеты оказался крайне важным. Ребята испытывали чувство гордости, огромную ответственность за свою работу. Газета выходит один раз в месяц, пока не большим тиражом, но имеет успех и спрос у обучающихся.
2) Профилактическая деятельность.
Работа с обучающимися:
- контроль посещаемости занятий;
- контроль текущей успеваемости;
- проведение профилактических бесед;
- посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися;
- направление на консультацию к педагогу – психологу, инспектору ПДН, мед. сестре и другим специалистам;
- содействие в трудоустройстве;
- помощь в выборе дальнейшего жизненного пути;
- разбор конфликтных ситуаций
- совет профилактики;
- посещение общежития.
3) Работа с родителями обучающихся:
- посещение семей группы риска;
- проведение консультаций для родителей;
- приглашение родителей на совет профилактики;
- выступление на родительских собраниях;
- разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.
4) Работа с педагогическим коллективом.
- организация обмена необходимой информацией;
- консультации по результатам диагностики;
- выработка рекомендаций по работе с обучающимися группы риска;
- выступление с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях.
5) Анализ, рефлексия.
Деятельность социального педагога в учреждениях НПО и СПО часто перекликается с деятельностью социального работника. Часть результатов работы социального педагога с социально дезадаптированными обучающимися носит практический, прикладной характер, так как некоторым категориям обучающихся сирот и обучающихся группы риска необходимо оказывать помощь по социальной защите прав и интересов.
Так им необходимо оказывать следующую помощь: оформление пенсий по потери кормильца, защита интересов в правоохранительных органах, помощь в оформлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилплощадь, решении проблемы по приобретению медикаментов, выдача продуктовых наборов, оформление социальной стипендии.
Мониторинг постановки и снятия с учёта (инспекция ПДН, совет профилактики), обучающихся сирот и обучающихся группы риска.
На ноябрь 2006-2007 учебного года:
- на учёте внутри техникума состояло-29 обучающихся;
- на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних состояло — 11 обучающихся.
На ноябрь 2007-2008 учебного года:
- на учёте внутри техникума состоит –9 обучающихся;
- на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних состояло -5 обучающихся.
Это говорит об успешной социальной адаптации обучающихся сирот и обучающихся группы риска.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально – педагогической работы с обучающимися сиротами и обучающимися группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Хотелось бы отметить, что наибольшей эффективности, по преодолению дезадаптации обучающихся можно достигнуть только совместными усилиями всех участников образовательно-воспитательного процесса.