К сожалению, мы не вели хронику, подобную «Летописи» Б.Н.Богатова, но попытаемся, используя краткие записи «служебных дневников», вос.создать историю этой работы хотя бы в общих чертах. «‘-
Первоначально мыслилась разработка закона об архивном деле, но консультации с Минюстом заставили отказаться от этой идеи и вести речь о Законе о Государственном архивном фонде. Летом 1986 г. группа в составе членов коллегии главка А.В.Елпатьевского, А.С.Прокопенко, В.В.Цаплина, юрисконсульта главка В.М.Алпатовой, зам. начальника отдела Ю.В.Бобровского получила задание, положив в основу Положение о ГАФ СССР, разработать проект Закона о ГАФ СССР, консультируясь с работниками других ведомств. Работа велась с августа по октябрь. Тогда же подготовка проекта благодаря настойчивости руководства главка была внесена в план подготовки законодательных актов СССР, постановлений правительства СССР и предложений по совершенствованию законодательства СССР на 1986 — 1990 гг., утвержденный постановлением Президиума Верховного Совета и Советом министров СССР № 1051 от 28 августа 1986 г. Этим же документом в качестве основных разработчиков проекта Закона о ГАФ СССР вместе с Главархивом СССР были определены АН СССР, ГКНТ СССР, Минюст СССР, Минкультуры СССР. Названные ведомства выделили своих представителей в рабочую группу по разработке проекта. Их участие, особенно со стороны Минюста и Академии наук (соответственно В.Н.Раюнец, затем Н.Н.Коробеикова и И.И.Бачило, затем Б.В.Левшии) было полезным и плодотворным.. Но, нисколько не умаляя их роли и вклада в проект, не могу не сказать, что все же проект был в основном детищем Главархива СССР и его руководителя.
Работа над проектом интенсивно велась и в течение всего 1987 г., в самом конце которого он, как это и требовалось упомянутым выше планом, был представлен в Совмин. Далее все пошло по обычному кругу. Советом министров проект был разослан в большинство союзных министерств и ведомств и в Сов-мины союзных республик на отзыв. В январе 1988 г. ответственные работники главка обзвонили по телефону архивные главки союзных республик с просьбой поддержать проект закона перед своими правительствами. С середины марта и до ноября 1988 г. велась работа с замечаниями, поступавшими на проект. В целом он не отвергался ни архивными ведомствами республик, ни союзными министерствами, хотя, конечно, отношение к нему не было однородным. Более холодными были отзывы из Прибалтики. Эстония вообще сочла такой закон ненужным. Большой разброс в.оценках проекта наблюдался и со стороны архивистов Российской Федерации.
К концу 1988 г. проект был вновь представлен в Совет министров СССР, где в начале ноября рассмотрен научным советом Бюро Совмина по социальному развитию с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств. К сожалению, мне не пришлось участвовать в его работе — был в от
пуске, но, по отзывам некоторых присутствовавших, можно было сделать вывод, что разноречивые оценки и замечания не послужили на пользу проекту. В частности, именно в результате этого обсуждения соответствующая статья проекта, перечисляющая ведомства, осуществляющие постоянное хранение документов ГАФ СССР, была дополнена Министерством обороны.
Начался очередной тур работы над замечаниями, но проект оставался уже под надзором аппарата соответствующих подразделений правительства и готовился к представлению в Верховный Совет СССР. Принципиальным моментом этого этапа работы над проектом стало его обсуждение в апреле 1989 г. в аппарате Бюро Совмина по социальному развитию, где по предложению его работников было снято определение «государственный» в понятии ГАФ, и с этого момента проект получил наименование «Закон об Архивном фонде СССР». Сделано это было с тем, чтобы учесть недавно принятое законодательство о видах собственности и не подчеркивать принадлежность архивных документов исключительно государству. Тогда же и там же был окончательно с участием представителей КГБ, МИД, Минюста и Минкультуры одобрен (с необходимыми оговорками) 30-летний срок сохранения секретности для секретных архивных документов.
Летом 1989 г. прошло официальное согласование проекта с четырьмя заинтересованными ведомствами (Мипюст, Минкультуры, АН СССР и ГКНТ СССР), которые согласились с проектом (отдельные оговорки формального характера были лишь у Мииюста). Я присутствовал при визировании проекта вице-президентом АН СССР В.Н.Кудрявцевым, который не принял возражений своих помощников о недопустимости сохранения в проекте ведомственного постоянного хранения документов и завизировал проект. Тогда же появился на свет и альтернативный проект закона об архивном деле, впервые переданный мне ученым секретарем Отделения истории АН СССР
В.П.Козловым в кабинете вице-президента АН СССР. (Об этом проекте чуть ниже.)