Стилистический анализ находится в центре датирующей схемы наскального искусства

Стилистический анализ находится в центре датирующей схемы наскального искусства, но этот метод не может дать, ни относительную, ни абсолютную дату.

С помощью стилистического анализа устанавливается время пласта, после чего используя другие методы датирования, позволяют поместить этот пласт в относительно абсолютную дату [Вайсброд, 1993, с. 24]. Определение стиля происходит на основании форм элементов или мотивов, форм соотношений и общих особенностей, которые можно назвать выразительностью, техникой, содержанием и материалом.

         Что касается стиля, то можно говорить о так называемых изобразительных элементах, которые составляют каждый образ. Они подразделяются на две группы: изменяющиеся и неизменяющиеся. Первая группа отвечает за изменения содержания образа в рисунке, а вторая группа отвечает за стилевой образ. За счет этого образуются не всегда уловимые особенности, которые могут объединить изображения в группы по «единой манере», «стилю», «школе». Такая проблема присутствует на всех памятниках искусства, где учитывается в первую очередь прием исполнения, а не сюжет. Но нельзя забывать о том, что эта классификация не лишена условности [Шер, 1080,  с. 33].

         В наскальном искусстве можно определить способ передачи информации, которая в свою очередь по аналогии с лингвистическим методом может показать содержание (сюжет) и стиль. Но нужно отделять стилистические признаки от сюжетных, так как первые отвечают на вопрос «как изображено?», а вторые «что изображено?» [Там же, с. 5].  Такое разделение было использовано Я. А. Шером в своей книге «Петроглифы средней и центральной Азии[1980]». Не будем забывать о том, что форма и стиль присущ каждой культуре, но для каждой он свой особенный, главное в стиле это выразительные элементы [Советова, 2005, с. 25].

Читать также:  Архивная лихорадка и задачи историков в постсоветской эре

         Что понимается под понятием стиль? Ведь разные исследователи не однозначно применяют это понятие, некоторые употребляют такое определение как «изобразительная традиция», что очень часто вкладывает разный смысл с содержанием «стиля».  Е.Е Кузьмина дала определение: « Художественный стиль – это устойчивая, повторяющаяся совокупность изобразительных приемов (элементов) трактовки определенного круга образов на определенной территории и в определенную эпоху; причем важна повторяемость сочетания элементов, стандартных блоков» [Там же, с. 25].

         В работах А. П. Окладникова по сходствам и различиям стиля, основана большое количество датировка петроглифов. Рассмотрим на примере двух пар лосей (и в той и другой паре показаны лось и лосиха) происходят из одного района около деревне Шишкино (рис. 1). Первая пара изображений лосей выглядит более реалистично (рис. 1:1-2). У них почти точно передана пропорция корпуса и шеи, верно изображена «лопата» рогов и «серьги», но видно искажение головы. Она выглядит короче, чем на самом деле, а также край морды первого лося обрублен по прямой линии. Вторая пара лосей наиболее схематична и с признаками стилизации. Корпусы удлинены, шеи вытянуты и заужены, если сравнивать изображения лося и оленя, то можно увидеть следующее: шея лося почти не выделяется, что не характерно для изображения оленей [Шер, 1980,  с. 41]. Еще один пример стилистического образа на пример всадник из Усть – Табы (рис. 2).

Читать также:  Пассивные и нерешительные действия Николая II облегчили достижение соглашения между Думой и Советом

Всадник сидит на лошади, в изображение которой присутствуют черты скифо-сибирского стиля.  Наличие спиральных завитков на плече и бедре лошади свидетельствуют о наличии этого стиля: «Глаза изображены примыкающими к верхнему контору головы; уши показаны в виде вытянутого прямоугольника; пропорции корпуса лошади с мощными грудью и шеей и с поджарым крупом; коротенький выступ надо лбом, обозначающий челку; свойственна скифо-сибирскому стилю» [Там же, с. 36]. Эти примеры показываю, что при работе с петроглифами необходимо заострять внимание на всех деталях, для того чтобы как можно лучше и точнее определить время и эпоху к которой относится изображение.

         Существует такой метод выявления инвариантных элементов, который положительно зарекомендовал себя в анализе мифологии, фольклора, народной сказки. Такой метод очень хорошо может применяться при работе с памятниками первобытного искусства. Так как стилистические образы могут изменяться с течением времени то, следовательно, именно на них и построены хронологические определения наскальных изображений [Там же, с. 6].

         Как распознать изобразительные инварианты. Изобразительные инварианты — это рисунки животных разной видовой принадлежности относящихся к одному культурно-историческому району или периоду. Для этого мы рассмотрим изображения из Саймалы-Таша быка, козла, лошади и хищника (рис. 3).

         На всех четырех изображениях корпус изображен в виде двух треугольников. Также у них почти одинаковы, изображены ноги и головы, но характер образа представлен определенными деталями, такими как когти и зубы. Таким образом, можно сказать, что для передачи разных образов по средствам одного изобразительного языка используются одинаковые изобразительные средства [Там же, с. 30]. Если выразится современным понятием, то такой изобразительный инвариант выступает в качестве трафарета, что помогает значительно меньше потратить время для создания рисунка в схематичной форме.

Читать также:  27 июля 2011 года в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Семья» Топкинского района прошло торжественное подведение итогов проекта «Наши руки не для скуки»

         Теперь стоит рассмотреть, какие существуют стили для того, чтобы лучше разбираться в этом и, конечно же, уметь отличить один стиль от другого.

          «Битреугольный» стиль. Петроглифы этого стиля относятся к эпохе бронзы. Места наиболее часто встречающихся изображений в  «Битреугольном» стиле является Средняя Азия.

Первый кто обратил внимание на изображения памятника Саймалы-Таша, его особенность был А.Н. Бернштам. Он подчеркнул геометричность стиля, характерными признаками является изображение животных, реже людей, двумя треугольниками с дополнительной подрисовкой деталей выполненных резьбой или выбивкой [Шер, 1980, с. 205].  Такая стилизация туловищ быков и козлов в виде треугольников можно объяснить естественную редукцию животного, который первоначально задумывался для реалистического изображения [Там же, с. 206].

Помимо всего встречаются такие случаи, когда какие-то элементы изображения, которые трудно определить сразу, относятся ли они к стилистическим (план выражения) или семантическим (план содержания). Такие изобразительные элементы выделяют в отдельный класс, который называется иконографический. Эти элементы устойчивы и повторяются от одного рисунка к другому [Там же, с .42]. Из-за этого усложняется задача исследователя при работе с петроглифами.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий