Строительство подземных транспортных коммуникаций

Организационно-технологические схемы путевых работ оп­ределяются конкретными горно-геологическими условиями, па­раметрами основного оборудования и горных выработок и рассматриваются в курсах технологии горных работ. Наи­более распространены укладка и переукладка карьерных рель­совых путей специализированными путевыми бригадами с по­мощью железнодорожных подъемных кранов (грузоподъем­ностью до 50 т). При использовании путевыми бригадами средств малой механизации их производительность на укладке пути составляет 100-150 м/смену.

При обслуживании звеносборочных агрегатов бригадой 5-14 чел. производительность их достигает 300-500 м готовых звеньев пути в смену.

Строительство подземных транспортных коммуникаций — рельсовых путей при локомотивной откатке на шахтах и руд­никах принципиально не отличается от соответствующих на­земных работ, но имеет значительно меньший масштаб (узкая Колея, более легкое оборудование и т. д.).

Достаточно простым в организационном плане является строительство технологических автодорог на горных предприя­тиях. Однако следует иметь в виду, что с увеличением грузо­подъемности технологического автотранспорта резко увеличи­лись требования к дорожным покрытиям. Это усложнило строительство и значительно повысило стоимость автодорог. Так, покрытие из сборного бетона и асфальтобетона требует выполнения разнообразных работ, взаимоувязка которых осуществляется не только на оперативном уровне.

В любом случае путевые работы вызывают минимальные помехи и нарушения хода основного процесса, для чего целе­сообразно руководствоваться следующими принципами:

  • максимальное совмещение во времени основных технологи­ческих и путевых работ, для чего должно быть обеспечено их пространственное разделение;
  • опережение в пространстве выемочных работ путевыми с учетом необходимости размещения железнодорожных составов  при погрузке;
  • использование таких организационно-технологических схем путевых работ, которые позволяют легче маневрировать вспо­могательной техникой и другими ресурсами.

Самостоятельной организационной задачей для действую­щего карьера является оптимизация развития и перемещения карьерных электросетей. В организационном плане вопросы выбора схем, постройки и передвижки электролиний в карьере разработаны слабо, хотя оказывают весьма значительное влия­ние на эффективность работы карьерного оборудования.        Требо­вания к формированию схем электросети кратко можно сформу­лировать следующим образом:

  • максимальная простота схем, обеспечивающих минималь­ную протяженность воздушных и кабельных линий, минимум пунктов подключения потребителей энергии;
  • минимальные перестройки  и  перемещения  карьерных воздушных линий, минимальное число пересечений с транспорт­ными коммуникациями и другими объектами в карьере;
  • максимально возможная независимость электроснабжения карьерного оборудовании, в частности, высоковольтного (экска­ваторы) и низковольтного (буровые станки и др.);
  • обеспечение возможности  развития   (наращивания)   име­ющейся сети по  мере углубления  и  расширения карьера  без нарушений действующих энергокоммуникаций.

Как видно, эти  и некоторые дополнительные условия (тех­нические,  требования техники безопасности) в определенной степени противоречивы, что вызывает необходимость разра­ботки оптимизационных задач  пространственной   организации  карьерных энергетических сетей.

При ремонте выработок большой объем породы выдается на поверхность горных предприятий, что снижает пропускную способность звеньев транспорта, требует дополнительных за­трат труда и материалов на непроизводительные перевозки породы.

На шахтах угольной промышленности СССР ежегодно по­гашается около 10 тыс. км горных выработок и перекрепля­ется около 6 тыс. км, что составляет соответственно 45 и 26% общей протяженности поддерживаемых выработок. На этих работах занято много рабочих.

Трудоемкость работ по содержанию и ремонту выработок зависит от многих факторов, а именно: физико-механических свойств боковых пород, водообильности месторождения, угла наклона и мощности разрабатываемых пластов, порядка под­готовки и отработки участков шахтного поля, способа управле­ния горным давлением, прочности и долговечности крепи, дли­ны лавы, скорости подвигания действующей линии очистных забоев, сроков службы выработок, качества выполнения ра­бот, организации надзора и ухода за крепью и др.

На шахтах все шире применяют железобетонную и метал­лическую крепь взамен деревянной. Использование арочной крепи способствует сокращению объема ремонтных работ в штреке в зоне влияния очистных работ и снижению затрат труда на 1 м поддерживаемых выработок в среднем на 2,5 чел — смены.

Нормальное состояние выработок может быть достигнуто только при ежедневном надзоре за их состоянием и своевре­менном ремонте. В целях правильной организации работ по надзору и ремонту горные выработки разбивают на участки длиной 25-50 м, называемые пикетами. Каждый пикет за­креплен за определенной группой рабочих.

Ремонт горных выработок делится на текущий, средний и капитальный. В состав текущего ремонта входят: замена от­дельных рам или их частей; поддирка почвы выработок без перестилки пути; очистка от плесени и побелка крепи; очистка подошвы выработки и рельсового путч от грязи с последую­щей подсыпкой балласта; чистка водоотливных канавок. Ка­питальный ремонт- ремонт ствола, околоствольных камер и общешахтных подготовительных выработок. Он выполняется специализированным участком капитальных работ. Периодич­ность ремонтов устанавливается в зависимости от конкретных условий в конкретной выработке.

Средний ремонт предусматривает восстановление значи­тельных участков выработок, доведение площади их сечения до размеров, предусмотренных паспортом крепления. В его со­став входят: сплошное перекрепление горных выработок по­сле выхода их из зоны усиленного влияния очистных работ, поддирка почвы и перестилка рельсовых путей на большом протяжении вследствие значительных перекосов, отступлений по уровню и шаблону сверх установленных допусков.

Для лучшей организации ремонтных работ создаются спе­циализированные участки по ремонту и восстановлению гор­ных выработок. Численность ремонтных бригад может дости­гать 30-40 чел. В распоряжении бригады выделяют пере­движные компрессоры, отбойные молотки, погрузочные маши­ны и другое оборудование. Скорость ремонта достигает 50- 60 м/сут.

Одновременно с этим на шахтах организуют бригады путе­вых рабочих, занятых ремонтом рельсовых путей (численность от 10 до 70 рабочих, в соответствии с нормами выработки и протяженностью путей).

Работы по среднему ремонту могут выполняться в добыч­ные смены при условии, что они не вызывают нарушений в нормальной эксплуатационной деятельности участков и забо­ев, или в специально отведенное для этого время суток. В за­висимости от объема ремонтных работ может предусматри­ваться плановая замена действующих забоев резервными.

Иногда ремонт горных выработок выполняют участки под­земного транспорта и вентиляции, за которыми закрепляются выработки откаточного и вентиляционного горизонтов.

Объемы ремонтных работ определяют в результате осмот­ра, тщательного обследования и непосредственного замера длины участков выработок н путевого хозяйства. Сводные данные об объемах ремонтных работ и времени их выполнения систе­матизируют в паспортах выработок. Паспорт составляют по каждой основной выработке с отметкой длины, площади попе­речного сечения и способа крепления, объема ремонтов по ме­сяцам и т. д.

Паспортизация — это средство для наблюдения за со­стоянием выработок и учета их ремонта. Время ремонта отра­жают в общешахтном графике и увязывают с графиком работы транспорта. Время, предусматриваемое графиком на производ­ство ремонтных работ, должно обеспечивать выполнение все­го объема работ, необходимых для поддержания нормального состояния выработок и рельсовых путей.

В план ремонта горных выработок включают перечень объ­ектов и объемы ремонтных работ по каждому объекту и ви­дам ремонта, расчет затрат труда и расхода материалов на выполнение работ. Установление очередности ремонтных работ и распределение их по участкам, по кварталам и месяцам пла­нируемого года на шахте ежегодно проводит специальная ко­миссия под руководством главного инженера.

 

Оставьте комментарий