Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию подготовки таких документов без адаптации к особенностям российской деловой среды.
Специфическими условиями отечественной и любой другой западной деловой среды являются:
- система бухгалтерского учета и отчетность;
- законодательная база, ее применение, система судопроизводства;
- система подзаконных нормативных актов;
- система стандартизации;
- нормативно-методическое обеспечение;
- обычаи делового оборота.
Поэтому любая западная методика разработка бизнес-планов и тем более оценки эффективности инвестиционных проектов требует адаптации перед использованием в условиях отечественной экономики.
Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество маркетинговых исследований. Причиной этого является то, что разработка маркетингового раздела поручается людям, не имеющим специальной подготовки в этой области.
Плохую услугу оказывает россиянам их опыт работы в планово-распределительной экономике и отсутствие объективных, принятых в развитых станах представлений о конкурентоспособности продукции, конкурентной среде и конкурентных преимуществах. Но наиболее опасной ошибкой разработчиков является их непонимание интересов и психологии инвесторов и кредитора.
В общем, разработчикам следует включать в разделы своих бизнес-планов все, что они считают нужным и полезным, имея в виду, что строго государственного стандарта ни для формы бизнес-плана, ни для содержания его разделов в России не существует.
Вопросы:
- Какая исходная информация необходима для разработки бизнес-плана
- Из чего состоит финансовый анализ?
- Что предусматривает управления проектом под ключ?
- Какие ошибки совершают российские разработчики бизнес-планов?