Много, грамотно и с четкой артикуляцией говорить при ребенке и с ребенком, используя наши «взрослые слова». Не надо повторять детских жаргонных словечек, коверкать слова. Ребенок прекрасно понимает, что это «машина», а говорит он «бибика», поскольку пока не может выговорить. Это может тормозить развитие речи. Много рассказывайте, называйте, даже если предмет или явление имеет сложное название.
Кроме того, упражняйте слуховое восприятие ребенка в целом: играйте вместе на разных музыкальных инструментах от самых примитивных, много бывайте на природе, обращайте внимание на те или иные шумы (Ты слышал? Кто это? Это — …).
Имитируйте звуки, слушайте классическую или народную музыку, лучше в живом исполнении какого-то инструмента.
Бывает, правда, что некоторые мамы настолько фанатично выполняют эти рекомендации, что у ребенка в течение дня не бывает пауз, когда бы его слух отдыхал. Постоянное «чириканье» также тормозит развитие речи, как и отсутствие речевого окружения.
Стимулировать ребенка в речи следует слегка, не нажимая на него: спрашивайте, что это? Как это называется? Объясни, что ты хочешь? И т.д. Но не перегибайте палку. Опять же, можно увидеть, как кто-то спрашивает ребенка, а мама, не успев дать чаду собраться с мыслями, отвечает за него.
До 5 лет не стоит поправлять ребенка в артикуляции. Просто произносите сами слова правильно.