В России активно ведутся работы в области энергосбережения. Утверждена федеральная целевая программа «Энергосбережение России» на 1998 — 2005 годы, созданы и реализуются региональные и муниципальные программы энергосбережения в десятках регионов России, ведутся работы по энергосбережению на предприятиях и в организациях, реализуются энергосберегающие мероприятия населением страны.
Однако темпы этих работ сдерживаются, прежде всего, отсутствием достаточности правовых и экономических основ энергосбережения на всех уровнях: федеральном, региональном и более всего муниципальном.
Для муниципального образования региона характерны следующие основные проблемы в области использования энергоресурсов:
- высокая стоимость энергоресурсов;
- высокие потери энергоресурсов;
- высокие удельные затраты энергоресурсов на единицу продукции;
- расточительное расходование энергоресурсов (электроэнергии, тепла, воды и др.).
Большая стоимость энергоресурсов определяется их большими потерями. Так, из-за большого износа сетей (70-80%) велики потери воды (15-30% от объема поданной воды). Потери тепла в теплотрассах составляют примерно 30-35%. Теплоснабжение городов и районов (кроме г. Томска) обеспечивают 670 котельных, которые в интересах энергосбережения необходимо переводить на газ и жидкое топливо.
Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования имеет большое электрохозяйство, осуществляя электроснабжение промышленных предприятий, бюджетных организаций и населения, причем доля населения в потребляемой электроэнергии составляет более 50%. Многие элементы электросети нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте.
С 1994 года ведется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Доля платежей населения на оплату ЖКУ составляет по районам и городам от 8% до 15% совокупного дохода семьи. Предприятия ЖКХ, защищая свои интересы, необоснованно завышают себестоимость услуг и, соответственно, тарифы на них (чтобы побольше получить дотаций из бюджета). В результате дотации населению на энергоресурсы достигают 50% бюджета.
Суть реформы не в повышении стоимости услуг населению, а в сокращении издержек за счет совершенствования управления, демонополизации сферы, реорганизации и технического перевооружения отрасли.
Среди важнейших мероприятий этого направления — газификация населенных пунктов, развитие конкурентной среды в отрасли путем привлечения на конкурсной основе альтернативных предприятий по производству и оказанию коммунальных услуг. Крупные сдвиги должны произойти в рамках реализации программы энергосбережения. Например, программу по утеплению зданий необходимо увязать с тарифами на тепло. Предполагается разделение функций заказчика и подрядчика. Без этого разговоры о повышении стоимости услуг для населения будут означать простой перенос на его плечи финансирования нашей бесхозяйственности.
Сложившееся положение делает энергосбережение необходимой и важной частью энергетической политики, поскольку эффективность использования энергии низка, а резервы энергосбережения имеются на всех этапах жизненного цикла энергоресурса – от добычи, получения, транспортировки, распределения до потребления.
Реализация программы энергосбережения на территории Бакчарского района Томской области может радикально поменять ситуацию, снизить дефицит потребляемых энергоресурсов, преобразовать район в самобалансирующийся.