Важнейшим условием успешного реформирования и эффективного развития и функционирования электроэнергетики является формирование развитой нормативно-правовой базы. Как показывает анализ, действующие в настоящее время акты электроэнергетического законодательства не образуют целостной системы правового регулирования и характеризуются существенной неполнотой. Исходя из требований формирования правового поля нормального функционирования и развития отрасли, включая ее реформирование, необходима разработка (или корректировка существующих) следующих основных федеральных законов, формирующих целостный Энергетический Кодекс России:
Законы, регулирующие энергетику в целом:
Закон об основах федеральной энергетической политики (новый).
Закон об энергетической безопасности (новый).
Закон об энергосбережении (корректировка).
Закон о естественных монополиях (корректировка).
Закон о защите прав потребителей (корректировка).
Законы, регулирующие электроэнергетику и примыкающие сферы деятельности:
Закон о реформировании электроэнергетики (новый).
Закон об электроэнергетике (новый).
Закон о Единой электроэнергетической системе России (новый, как альтернатива, вместе с аналогичными законами о единых системах газо- и нефтеснабжения, законом о федеральных энергетических системах).
Закон о тепловом хозяйстве и теплоснабжении (новый).
Закон об атомной энергетике (новый, как альтернатива существенным дополнениям к существующему закону об использовании атомной энергии).
Закон о гидроэнергетике (новый, как возможная альтернатива специальной главе в законе об электроэнергетике и многочисленным поправкам – дополнениям к Водному кодексу).
Закон о государственном регулировании и саморегулировании рынков электрической и тепловой энергии и тарифов на них (новый, на базе существующего закона «О государственном регулировании тарифов» и других действующих правовых актов).
Наряду с разработкой и введением в действие этих законов, необходимо принять значительное число подзаконных нормативно-правовых актов исполнительной власти, дополняющих, конкретизирующих и детализирующих эти законы, создающих предпосылки для полнокровного их выполнения. Помимо федерального энергетического законодательства, вслед за ним и на его основе в субъектах Российской Федерации должны быть развернуты подготовка и принятие регионального электроэнергетического законодательства.
Проблема энергосбережения вот уже пять лет является приоритетным направлением деятельности исполнительной и законодательной власти Томской области.
В соответствии с Постановлением Главы администрации Томской области в 1996 году была разработана «Программа энергосбережения Томской области». Срок ее действия – 1997-2003 годы.
Программой были предусмотрены цели и задачи в производственной, экономической, социальной, политической сферах деятельности.
Программа послужила основой для разработки Законов Томской области «Об основах энергосбережения на территории Томской области» и «Об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области», а так же ряда решений областной Думы и постановлений областной администрации.
Разработанная нормативно-правовая база была подвергнута экспертизе The Tacis Eastern Energy Centers Project и последующей корректировке с учетом замечаний экспертов компаний INNOTEC (Германия) и FORTUM (Финляндия).
Пятилетний опыт работ по энергосбережению на созданном правовом поле показал его достаточную эффективность.
Нормативно-правовая база Томской области получила высокую оценку Госэнергонадзора и была принята как основа для создания нормативно-правовой базы регионов Российской Федерации.
Однако постоянно меняющаяся экономическая ситуация в стране требует корректировки сложившейся нормативно-правовой базы. По данному договору произведена доработка принятых Законов и разработаны новые проекты Законов, которые представлены для рассмотрения в Государственную Думу Томской области.