Ремонтные схемы и состав работ при определенных видах ремонтов должны обеспечивать повышение наработки пути между УКР, КР и промежуточными ремонтами в ремонтном цикле и сокращение приведенных затрат на текущее содержание и в целом на техническое обслуживание пути.
Задача оптимизации вышеуказанных параметров осложняется различными сроками службы рельсов, элементов промежуточных скреплений, шпал и щебеночного слоя.
УКР пути с условной наработкой рельсов 1000 млн.т. бр. должен проводиться с послойным уплотнением щебня и включать следующие работы:
замена рельсо-шпальной решетки на новую;
замена стрелочных переводов на новые;
срезка и вывоз наиболее загрязненного и изношенного верхнего слоя щебня толщиной 18-20 см. под подошвой шпалы;
очистка слоя щебня на нормированную глубину от подошвы шпал;
послойное формирование и уплотнение щебеночного слоя;
при асбестовом балласте и щебне слабых пород должна производиться его замена на щебень твердых пород с послойным формированием и уплотнением балластного слоя, устройством разделительных слоев из геотекстиля или георешетки;
уположение кривых, удлинение переходных кривых и прямых вставок, если это не требует дополнительного завоза грунта и перестановки опор контактной сети в объеме более 5%;
доведение балластной призмы до требуемых размеров;
уположение или укрепление откосов насыпей;
срезка обочин;
выправка, подбивка и стабилизация пути с постановкой на проектные отметки в профиле;
постановка пути на ось в плане и приведение длин переходных кривых и прямых вставок между смежными кривыми в соответствии с максимальными проектируемыми скоростями движения поездов;
ремонт и восстановление водоотводов и дренажных устройств;
срезка и уборка отложений загрязнителей балласта на откосах выемок и насыпей;
ремонт железнодорожных переездов;
очистка русел и планировка конусов малых искусственных сооружений;
сварка плетей до длины блок-участка или перегона, включая стрелочные переводы;
шлифование поверхности катания рельсов и другие работы, предусмотренные проектом.
Восстановительный ремонт В1 должен обеспечивать продление межремонтного периода до последующего восстановительного ремонта В2 и включать в себя следующий состав работ:
сплошная выправка пути с подбивкой шпал и стабилизацией балластной призмы;
рихтовка пути;
замена негодных шпал и скреплений;
одиночная смена дефектных рельсов;
удаление регулировочных прокладок из-под подошвы рельсов, сплошное закрепление болтов промежуточных скреплений;
очистка рельсов и скреплений от грязи;
удаление загрязненного балласта под подошвами рельсов;
уборка засорителей с поверхности балластной призмы;
планировка балластной призмы и обочины земляного полотна;
очистка водоотвода в местах застоя воды;
ликвидация выплесков с использованием специальной машины.
При восстановительном ремонте В1 могут быть увеличены нормы по замене шпал и элементов скреплений на основе прогноза их состояния в период между восстановительными ремонтами В1 и В2.
Восстановительный ремонт В2 должен обеспечить продление межремонтного срока до проведения С, РС, УК ремонтов. В состав восстановительного ремонта В2 могут входить следующие работы:
ликвидация выплесков;
сплошная очистка щебня у торцов шпал на глубину не менее 25 см.;
сплошная выправка и рихтовка пути с подбивкой и стабилизацией балластной перизмы;
замена негодных шпал и элементов скреплений;
одиночная замена дефектных рельсов;
удаление регулировочных прокаладок из-под подошвы рельсов и сплошное закрепление болтов промежуточных скреплений;
очиска рельсов и скреплений от грязи;
удаление загрязненного балласта под подошвой рельса на требуемую глубину;
уборка засорителей с поверхности балластной призмы;
планировка балластной призмы и обочины земляного полотна;
очистка водоотвода в местах застоя воды.
При сильном (более 20%) загрязнении щебня может быть включена сплошная очистка щебня на глубину 18-20см.
Сплошная замена рельсовых плетей, сопровождаемая средним ремонтом пути РС включает следующий перечень работ:
одиночная замена дефектных шпал и элементов скреплений;
замена плетей бесстыкового пути на новые;
введение плетей бесстыкового пути в оптимальную температуру и сварка их до длины блок-участка или перегона, включая стрелочные переводы;
замена стрелочных переводов на новые;
сплошная очистка щебеночного балласта на глубину 30-35 см. под подошвой шпал;
выправка пути в плане и профиле с подбивкой шпал и стабилизацией пути;
планировка балластной призмы и обочин земляного полотна;
шлифовка рельсов;
другие работы, предусмотренные проектной документацией и сметой.
Средний ремонт пути (С) должен включать следующие основные работы:
замена дефектных шпал и элементов скреплений с увеличенной нормой замены, учитывающей прогноз их состояния в межремонтный период от С до В1 ремонтов пути;
одиночная замена дефектных рельсов с учетом развития дефектов в межремонтный период от С до В1 ремонтов пути;
сплошная очистка щебеночного балласта на г8лубину под подошвой шпал до 30-35 см. с добавлением нового щебня;
выправку пуьти в плане и в профиле с подбивкой шпал и стабилизацией балластной призмы;
введение плетей бесстыкового пути в оптимальную температуру и при необходимости сварку до длины блок-участка или перегона, включая стрелочные переводы, если сварка не была произведена при УКР пути или смене рельсовых плетей РС, сопровождаемую средним ремонтом;
очистка водоотводов;
ремонт переездов;
шлифовка рельсов;
снятие пучинных карточек и регулировочных прокладок;
смазку и закрепление болтов промежуточных скреплений;
планировка балластной призмы и обочины земляного полотна;
другие работы, предусмотренные проектом и сметной документацией.
Выбор состава работ при промежуточных видах ремонтов пути, входящих в состав ремонтной схемы, должен производиться на основе диагностики реального состояния пути и его элементов, а также прогноза их состояния в промежутках между ремонтами.
Критерии назначения ремонтов пути должны исключать взаимозависимые факторы, базироваться на максимально возможном восстановлении дефектов непосредственно в пути и учитывать параметры перевозочного процесса и экономические факторы. Состояние пути и его элементов в значительной степени влияют на перевозочный процесс: снижение скоростей движения; ограничение пропускной способности, энергетические потери при торможении – разгоне поездов и др.
Общий подход к разработке критериев назначения ремонтов пути:
УКР и КР пути должны назначаться в случае выхода всех элементов пути с повышенной интенсивностью и в большом объеме, что затрудняет обеспечение безопасности движения поездов и приносит большие потери в перевозочном процессе; в качестве дополнительных критериев могут быть приняты количество негодных шпал, скреплений, загрязненность щебеночного балласта;
средний ремонт пути назначается из-за превышения предельного загрязнения балласта, состояния скреплений и шпал, количество ограничений скоростей движения на участке; в качестве основных критериев назначения среднего ремонта пути могут быть предельно допустимые загрязнения щебеночного балласта и экономический критерий, а в качестве дополнительных критериев – количество негодных шпал и скреплений;
планово-предупредительная выправка пути должна назначаться при неудовлетворительном состоянии геометрии пути, приводящем к снижению скоростей движения подвижного состава и потерям в перевозочном процессе; основными критериями назначения ППВ могут быть предельно допустимое количество мест на участке с ограничением скоростей движения поездов и экономический критерий, а в качестве дополнительных – количество негодных шпал и скреплений, количество выплесков.
Необходимо учитывать, что ППВ пути эффективна при уровне загрязнения щебня по массе не превышающей 20%, при большей загрязненности после проведения ППВ происходит быстрое расстройство геометрии пути. На участках пути, где загрязненность щебня превышает 20%, в состав работ по ППВ необходимо включать работы по частичному восстановлению дренажных свойств балластной призмы, например за счет устранения выплесков и очистки щебня у торцов шпал.
Критерии назначения подъемочного или усиленного подъемочного ремонта пути могут быть приняты в соответствии с переработанными ВНИИЖТ в 2006 году Техническими условиями на работы по ремонту и ППВ пути с введением дополнительно экономического критрия.
Величина межремонтного тоннажа зависит от условий эксплуатации пути (типа подвижного состава, скоростей движения, массы и длинны поезда, осевой нагрузки, мероприятий, проведенных для усиления пути и др.), не является величиной постоянной и не может быть принята в качестве критерия назначения ремонтов.
Критерии назначения ремонтов пути должны определять предельное состояние пути, не позволяющее обеспечивать параметры требуемого перевозочного процесса и безопасность движения подвижного состава, обращающегося по пути. А определенные виды ремонтов пути, состав работ при промежуточных видах ремонтов, преимущественно, должны назначаться по фактическому состоянию пути в целом и его отдельных элементов с учетом прогноза развития дефектов в межремонтные сроки.