Социальная адаптация обучающихся – сирот

Начало обучения в техникуме сложный и ответственный  период в жизни подростка. Студенты переживают кризис, связанный с необходимостью адаптации к техникуму.

В течение первых трёх месяцев мной выделяется обучающихся «группы риска» по следующим объективным признакам:

  • Стойкая не успешность в обучении,
  • Отклонения в поведении, конфликтность, агрессивное поведение,
  • Хронически сниженное настроение, наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.

Особое внимание при определении группы риска обращено на обучающихся – сирот и обучающихся оставшихся без попечения родителей.

Было выделено три уровня социальной адаптированности обучающихся в техникуме:

Высокий уровень

  • Обучающиеся положительно относящиеся к техникуму
  • Предъявляемые требования воспринимают адекватно
  • Учебный материал усваивают легко
  • Внимательно слушают педагогов
  • Выполняют поручения без внешнего контроля
  • Проявляют интерес к самостоятельной работе
  • Проявляют интерес ко всем предметам
  • Имеют дружеские отношения в группе
  • Аккуратен в одежде
  • Подготовлен к занятиям

Средний уровень

  • Положительное отношение к техникуму
  • Понимает учебный материал
  • Усваивает основное в программе
  • Самостоятельно решает типовые задачи
  • Внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля
  • Сосредоточен при наличии интереса к предмету
  • Дружит с ребятами в группе
  • Аккуратен в одежде
  • Подготовлен к занятиям

Низкий уровень

  • Относится к техникуму отрицательно или безразлично
  • Жалуется на здоровье
  • Преобладает плохое настроение, нарушает дисциплину
  • Учебный материал усваивает фрагментарно
  • К самостоятельным занятиям не проявляет интереса
  • К урокам не готовится
  • Близких друзей в группе не имеет
  • Требует контроля и помощи, пассивен
  • Не опрятный внешний вид
Социальная адаптация сирот
Социальная адаптация сирот

В работе социального педагога КузТАГиС с детьми – сиротами и детьми группы риска были выделены следующие направления деятельности:

  1. Формирование банка данных обучающихся группы риска.
  2. Диагностика проблем обучающихся группы риска.
  3. Разработка индивидуальных планов оказания помощи.
  4. Реализация планов оказания помощи.
  5. Анализ, рефлексия.

С целью оптимизации документации, обучающихся – сирот и обучающихся группы риска, а также структуризации документооборота социальным педагогом был разработан «Рабочий журнал социального педагога», который охватил основные виды  и направления  деятельности.

  1. Формирование банка данных обучающихся – сирот и обучающихся группы риска.

(имеющих трудности в социальной  адаптации)

Именно на этом этапе выявляется группа обучающихся – сирот и обучающихся группы риска с которой необходимо строить дальнейшую работу по оказанию помощи в социальной адаптации к новым социальным условиям (техникуму, общежитию)

Данное направление включает в себя несколько этапов.

  • Сбор информации, диагностика.

Способы получения необходимой информации:

  • анализ журналов;
  • опрос мнения преподавателей об обучающихся;
  • анализ учёта посещаемости занятий;
  • анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
  • беседы с родителями обучающихся ;
  • социометрические исследования;
  • наблюдения;  (прил. № 1)
  • беседы с обучающимися; (прил. №  2)
  • запрос информации в инспекцию ПДН;
  • запрос информации с предыдущего места учёбы;
  • анкетирование обучающихся; (прил.  № 3)
  • Систематизация собранной информации, выделение остро нуждающихся в помощи, тех кому необходимо оказать её в первую очередь.

Итогом сбора информации являются социальные паспорта групп и сводные статистические таблицы.

  1. Диагностика проблем  обучающихся– сирот и обучающихся  группы риска.

Для диагностики, сбора информации  используются следующие методы: анализ журналов, посещаемости, успеваемости, зафиксированных нарушений, беседы с родителями, обучающимися, преподавателями и другими специалистами (педагог-психолог, врач-нарколог, инспектор ПДН и др.).

В ходе изучения обучающегося и его семьи заполняется «Карта социально-педагогического изучения семьи» (прил. № 5).

Если необходимо социальный педагог посещает семью обучающегося на дому и заполняет «Акт обследования жилищно-бытовых условий»

(прил. № 6).

Основательно изучив, проблему, причины социальной дезадаптации обучающегося социальный педагог, (2) составляет индивидуальный план  оказания  ему помощи.

  1. Реализация планов оказания помощи детям группы риска.

Направление подразделяется на следующие деятельностные блоки.

  1. Организационные мероприятия:
  • составление социального паспорта группы;
  • организация встреч педагогов и специалистов с родителями;
  • составление характеристик на детей группы риска;
  • составление административных писем, ходатайств и др. документов;
  • осуществление связи с различными административными, правовыми, социальными, образовательными, медицинскими учреждениями (прил. № 7);
  • осуществление связи с различными специалистами внутри образовательного учреждения (прил. № 8);
  • организация досуга и кружковой деятельности.

Остановимся более подробно на  педагогической деятельности  социального педагога с обучающимися сиротами и обучающимися группы риска. С 2004 г. на базе общежития КузТАГиС функционирует «Клуб выходного дня».Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, обучающихся.

Цель работы клуба: организовать досуговую деятельность обучающихся, способствующую успешной социальной адаптации  личности.

Работа клуба в большей степени направлена на организацию культурно-досуговой деятельности обучающихся. Используются следующие формы занятий: экскурсии (посещение музеев, ботанический сад, планетарий); беседы и лекции («Наши права», «Способы выхода из стрессовой ситуации», «Отказ от…», «Зависимость — что это?»), тематические игры, групповые прогулки.

Одной из эффективных форм работы с обучающимися группы риска является вовлечение ребят в волонтёрское движение КузТАГиС. Участие в волонтёрском движении способствует развитию у обучающихся социально значимых качеств личности (патриотизм, толерантность, эмпатия и др.)

Весной 2006г. была создан редакционный отдел, который работает над  газетой «Студенческая волна». В редакционный отдел были приглашены все желающие обучающиеся. Газета – это платформа для развития, становления, формирования психологической и социальной готовности к созидательной жизни в обществе. Следует отметить, что в работе участвуют не только одарённые ребята, но и те, кто по каким либо причинам оказались в группе риса.

В этом смысле основной задачей для руководителей является создание одинаковых условий для всех ребят. В нашей газете организован редакционный совет. Все могут выносить  свои предложения по тематике номера, рубрикам  которые будут напечатаны, все предложения обсуждаются и утверждаются самые интересные. В первом номере газеты были рубрики рассказывающие о жизни техникума, о достижениях наших обучающихся, профессиях и специальностях, о самом волнующем и актуальном для ребят – о любви, авторские стихотворения студентов первого курса. Первый номер газеты оказался крайне важным. Ребята испытывали чувство гордости, огромную ответственность за свою работу. Газета выходит один раз в месяц, пока не большим тиражом, но имеет успех  и спрос у обучающихся.

2) Профилактическая деятельность.

Работа с обучающимися:

  • контроль посещаемости занятий;
  • контроль текущей успеваемости;
  • проведение профилактических бесед;
  • посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися;
  • направление на консультацию к педагогу – психологу, инспектору ПДН, мед. сестре и другим специалистам;
  • содействие в трудоустройстве;
  • помощь в выборе дальнейшего жизненного пути;
  • разбор конфликтных ситуаций
  • совет профилактики;
  • посещение общежития.

3) Работа с родителями обучающихся:

  • посещение семей группы риска;
  • проведение консультаций для родителей;
  • приглашение родителей на совет профилактики;
  • выступление на родительских собраниях;
  • разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

4) Работа с педагогическим коллективом.

  • организация обмена необходимой информацией;
  • консультации по результатам диагностики;
  • выработка рекомендаций по работе с обучающимися группы риска;
  • выступление с  сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях.

5) Анализ, рефлексия.

Деятельность социального педагога в  учреждениях НПО и СПО  часто перекликается с деятельностью социального работника. Часть результатов работы социального педагога с социально дезадаптированными обучающимися  носит практический, прикладной характер, так как некоторым категориям обучающихся сирот и обучающихся группы риска  необходимо оказывать помощь по социальной защите прав и интересов.

Так им необходимо оказывать следующую помощь: оформление пенсий по потери кормильца,  защита интересов  в правоохранительных органах, помощь в оформлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилплощадь,  решении проблемы по приобретению медикаментов, выдача продуктовых наборов, оформление социальной стипендии.

Мониторинг постановки и снятия с учёта (инспекция ПДН, совет профилактики), обучающихся сирот и обучающихся  группы риска.

На ноябрь   2006-2007 учебного года:

  • на учёте внутри техникума состояло-29 обучающихся;
  • на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних состояло — 11 обучающихся.

На ноябрь 2007-2008 учебного года:

  • на учёте внутри техникума состоит –9 обучающихся;
  • на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних состояло -5 обучающихся.

Это говорит об успешной социальной адаптации обучающихся сирот и обучающихся группы риска.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально – педагогической работы с обучающимися  сиротами и обучающимися  группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Хотелось бы отметить, что наибольшей эффективности, по преодолению дезадаптации обучающихся можно достигнуть только совместными усилиями всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector