Информационные технологии в науке и образовании

Введение

 

Роль информации в истории развития цивилизации. Основные виды информации. Глобальный характер информатизации общества.

Информационное общество. Проблема преодоления цифрового неравенства. Государственная политика в области формирования информационного общества. Роль науки и образования в формировании общества знаний.

Цель и задачи курса.

 

Раздел 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

Тема 1. Наука в информационном обществе

 

Научное познание. Научная информация: специфика, атрибуты. Открытый обмен научной информацией как условие перехода к обществу знаний. Перспективы формирования открытой науки за счет интернационального использования научного знания в эпоху глобализации.

Научная картина мира в информационной парадигме. Развитие информационных наук.

Информатика как наука. Философские проблемы информатики.

Синергетический подход в информатике и кибернетике. Информационная и кибернетическая эпистемология.

WorldWideWeb как результат развития фундаментальных и прикладных научных исследований.

 

Тема 2. Формирование единого информационно-образовательного пространства

 

Единое информационное образовательное пространство: понятие, структура, модели построения. Проблемы формирования информационного образовательного пространства в масштабах учебного заведения, территории, государства, на межгосударственном уровне.

Компьютерные сети как основа формирования информационного образовательного пространства. Интернет. Интранет.

Аппаратные и программные средства ИКТ: типология, назначение, условия применения в науке и образовании.

Тема 3. Информационные технологии: общая характеристика

 

Основные понятия информационных технологий. Основные компоненты информационных технологий. Направления развития информационных технологий.

Базы данных, базы знаний, электронные библиотеки, экспертные системы, интеллектуальные информационные системы. Формирование и возможности использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Информационные системы: основные понятия. Виды информационных систем. Функции информационных систем. Интегрированные информационные системы. Обеспечение АИС. Обзор АИС в прикладных областях.

Тема 4. Информационная безопасность

 

Информационная безопасность. Психическое и физическое здоровье при работе за компьютером. Социальный, эмоциональный и личностный аспекты занятий на компьютере.

Информационная этика и правовые аспекты защиты информации. Безопасность в Интернете. Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и средства защиты.

Особенности информационных правоотношений в Интернете. Авторское право и Интернет. Регистрация объектов интеллектуальной собственности. Проблемы плагиата.

Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ

Тема 5. Направления использования компьютерных технологий
в научных исследованиях

 

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессах сбора научной информации, обработки результатов исследований, интерпретации и представления результатов.

Электронная научная публикация. Регистрация объектов интеллектуальной собственности средствами Интернета.

Поиск научной информации в электронных информационных ресурсах.

Управление научно-исследовательской работой.

Организация научных коммуникаций на базе информационно-коммуникацион-
ных технологий. Виртуальные группы научного общения.

Корпоративные научные проекты. Грантовая поддержка научных исследований.

Тема 6. Компьютерные технологии как инструмент научного познания

 

Специфические программные средства сбора и обработки социологической информации (опросники, математическая обработка); проектирования (IDEF-технологии); моделирования (3D-Max, математические модели); научной аналитики: мониторинга, прогнозирования, диагностики (Datamaining).

Географические информационные системы. Системы искусственного интеллекта. Системы виртуальной реальности. Компьютерный эксперимент (симуляции).
Гипертекстовые технологии в работе исследователя. Мультимедиатехнологии моделирования исследуемых процессов.

Сервисы Интернета для определения качества и продуктивности научных исследований. Вебометрия. Индексы цитирования.

Раздел 3.  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ  В  ОБРАЗОВАНИИ

Тема 7. Теоретико-методологические основания информатизации
образовательной деятельности

 

Направления информатизации профессионального образования. Применение компьютерной техники в образовании. Компьютер как средство обучения. Роль преподавателя в процессе обучения с использованием компьютеров.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Классификация и характеристика компьютерных программных средств обучения.

Мультимедиа в образовательной деятельности вуза.

Проектная образовательная деятельность. Социальные сервисы Интернета как средство обучения и формирования профессионального информационного пространства. Интеллектуальные информационные технологии в образовательной деятельности.

Информационные технологии и тифлотехника.

Тема 8. Информационно-коммуникационные технологии
как средство обучения

 

Основные виды технических средств обучения и их характеристика. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения и воспитания. Методика использования технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе. Социальное взаимодействие и сетевое обучение.

Электронные учебные издания: классификация, назначение, потребительские свойства, требования к использованию.

Компьютерные обучающие системы. Основные принципы информационных технологий обучения. Типы обучающих программ. Компьютерное моделирование
в обучении. Программы специального назначения для преподавателя. Разработка обучающих программ. Проблемы и перспективы.

Технология компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование как пример контролирующей программы. Технология проектирования компьютерных тестов предметной области. Перспективные исследования в области создания контролирующих программ.

Технологии дистанционного образования. Понятие о дистанционном обучении
с использованием глобальных компьютерных сетей. Основные принципы дистанционного обучения. Тьютор в системе дистанционного образования.

Тема 9. Информационно-коммуникационные технологии как предмет изучения

 

Содержание курса «Информатика» в общеобразовательном учреждении, среднем специальном и высшем учебных заведениях.

Преемственность содержания курсов информатики на разных уровнях обучения (школьное – среднее специальное – высшее – поствузовское образование).

Тема 10. Автоматизация управления образовательной деятельностью

 

Компьютер в управлении учебным заведением. Автоматизированные рабочие места. Автоматизированные системы управления (АСУ) образовательным учреждением. Модульный принцип построения АСУ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector