Модель централизованного оперативного управления хозяйственной и финансовой деятельностью, сформулированная на дороге в 1998 году , предъявила к информационной системе сбора, передачи и обработки данных о ходе производственных процессов следующие требования:
- обеспечить сбор параметров деятельности подразделений в темпе с производством в реальном масштабе времени;
- оперативно составлять балансы, отчеты о прибылях и убытках за любой период времени;
- оперативно обрабатывать счета, операции с ценными бумагами, составлять отчеты и анализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность;
- автоматически контролировать расходование финансовых средств;
- вести контроль запасов материальных ресурсов, проводить оперативную инвентаризацию;
- автоматически находить нужные для производства материалы и перераспределять их согласно заявкам предприятий;
- вести учет затрат по местам их возникновения или по процессам в режиме реального времени;
- обеспечить интеграцию данных с действующими на дороге системами автоматизации;
- адаптироваться в ходе эксплуатации к изменениям организационной структуры дороги, законодательства, государственной и отраслевой отчетности.
Создание системы, удовлетворяющей этим требованиям, предусматривало применения самых современных технологий, технических и программных средств сбора, передачи и обработки информации. Такая система должна была обладать следующими качествами:
- иметь разработанные программные модули по всем сферам управления производством;
- не требовать больших объемов разработки программного обеспечения собственными силами;
- обладать гибкими и мощными средствами настройки на конкретные условия предприятия;
- быть построенной на современной программно-технологической и технической базе и соответствовать мировым стандартам;
- иметь внедрение на многих предприятиях России и за рубежом, в том числе на железных дорогах;
- работать на основных программно-аппаратных платформах и быть масштабируемой на всех уровнях организационной структуры дороги.
Как показывает зарубежный опыт, существенную и ощутимую выгоду дают комплексные интегрированные системы, поддерживающие все направления деятельности предприятия. Создание единого информационного пространства для всех руководителей и специалистов, использование одних и тех же данных для выполнения различных функций управления дает возможность реализовать на практике современные технологии и методы управления.
Изучение опыта других дорог и нетранспортных отраслей в России и за рубежом определило выбор системы для управления финансовой деятельностью дороги – R/3 фирмы SAP AG. Наличие на момент начала внедрения более 12 тыс. инсталляций в мире характеризовало систему R/3 одной из самых распространенных ERP-программ (англ. Enterprise Resource Plannind – комплексная интегрированная система планирования ресурсов предприятия, как правило, уровня крупной компании, составляющая часть корпоративной информационной системы). Технологические особенности и набор прикладных модулей, интегрированных между собой в режиме реального времени, обеспечивали поддержку самых разнообразных бизнес-процессов и обеспечивали необходимые качества решения:
- универсальность – система R/3 применима на всех уровнях – сетевом, дорожном и линейном, может быть использована для комплексной автоматизации отдельного предприятия, группы предприятий, автоматизации управления финансами в пределах много уровневой корпорации;
- масштабируемость – реализованные средствами системы R/3 функции естественно адаптируются к увеличению числа объектов управления (по мере внедрения ЕК АСУФР на линейных предприятиях) и рабочих мест пользователей ЕК АСУФР;
- функциональная расширяемость – модульный принцип построения системы R/3 позволяет наращивать функциональность на каждом из уровней, решая проблему интеграции задач управления в рамках единого комплекса.
В пользу вышеуказанного выбора сказалось также то обстоятельство, что в проекте были заинтересованы и, в конечном итоге, были задействованы солидные участники, имеющие мировой опыт внедрения интегрированных систем и работающие над проектом в одной команде, как единомышленники. Это поставщики комплекса технических средств Sun Microsystems и Cisco Systems, компания SAS Institute, обладающая развитым аналитическим инструментарием, отечественные системные интеграторы САП Консалт СНГ, Техносерв.
Красноярская дорога, преодолев административные и психологические барьеры, первой на сети, в 1998 году начала внедрение ЕК АСУФР на базе системы R/3.