Реорганизация и централизация архивного дела. Создание ЕГАФ (единого государственного архивного фонда)

После октябрьской революции органы власти предприняли шаги для сохранения архивов. Советская власть упразднила все старые институты государственного управления. Что делать со старыми материалами? Все зависело от революционного правосознания. Разграбление, хищение архивов ликвидированных учреждений.
Приходило осознание, что без старых бумаг работать нельзя, народ надо кормить, система обеспечения продуктами, водопровод, документы быта, нормативные документы, документы пенсионного обеспечения и т.д.
Совет народных комиссаров (СНК) выдал охранные грамоты историкам ведомственных архивов Москвы и Петербурга, никто не мог посягать на имущества этих архивов.
Народным комиссарам в провинции, губерниях были направлены письма взять под охрану местные учреждения.
В первые месяцы был создан Центральный комитет по управлению архивами. Комитет должен был организовать управление архивами, задача – разработать положение о реорганизации архивного дела в стране, имелись наработки. Научная общественность, архивисты выработали эти подходы, их надо было обобщить.
1 июня 1918 г. СНК СССР «Декрет о реорганизации и централизации архивного дела». Это ленинский декрет, документ был на всем протяжении советского периода основополагающим.
Изменения архивного дела по декрету:
1. Все архивы правительственных учреждений ликвидируются как ведомственные учреждения, и хранящиеся документы образуют единый государственный фонд. Дела и документы передаются в ЕГАФ.
2. Государственными архивными фондами должно было управлять Главное управление архивным делом (ГлавАрхив).
Задачи ГлавАрхива:
1. Обеспечить сохранность документов, находящихся в национализированных архивах – это архивы ведомственных архивов и архивы упраздненных централизованных учреждений (Синод, Сенат).
2. Учет документов подлежащих концентрации в ЕГАФ, обеспечение их сохранности и организации перевозки в государственные архивы.
3. ГлавАрхив должен организовать использование документов (на первых порах речь шла о публикации документов в газетах, журналах, подборках).
4. ГлавАрхив должен контролировать сохранность документов в учреждениях по всей стране.
5. ГлавАрхив должен обеспечивать обработку документов поступающих в архивы. Это первичная систематизация, экспертиза ценности. Необходимо было составлять описи.
Для осуществления задач в ГлавАрхиве была создана инспекторская группа, в губернских городах – отделы народного образования занимались организацией архивного дела.
Положения Декрета:
1. Отменялось право ведомственной собственности на документы и право передавалось государству. Все документы национализировались. До Декрета каждое ведомство имело документ в своем архиве, и это был ее документ, но теперь документ этот принадлежит государству.
2. Создавался единый государственный архивный фонд (ЕГАФ).
3. Создавался орган управления, центральный орган управления ЕГАФ — ГлавАрхив. Пошел процесс создания централизованного управления архивным делом и создание местных органов управления архивным делом.
4. ГлавАрхив получил право контроля за сохранностью документов в учреждениях. Никакое учреждение в стране не имело право уничтожать документ без санкции ГлавАрхива.
5. На ГлавАрхив возлагались функции организации использования документов ЕГАФ. Использовать документы можно было только с санкции ГлавАрхива, он разрабатывал механизм допуска к документам ЕГАФ.
В других странах существует архивное законодательство, но жесткой централизованной государственной системы нет.
Что вошло в состав ЕГАФ: национализированные бывшие ведомственные исторические архивы – это архивы правительственных учреждений, которые ликвидировались как ведомственные. Также вошли дела ликвидированных учреждений царского и временного правительства. В перспективе должны были войти все те документы, которые возникнут в деятельности вновь возникших учреждений, некоторое время документы будут находиться в текущем делопроизводстве.
Кроме материалов государственных учреждений на учет и в состав ЕГАФ брались документы учреждений, которые ликвидировались: отделена была церковь от государства, все документы отходили к государству.
Требовалось законодательное творчество, регулирующих новый уровень отношений, т.к. все затрудняло выполнение требований.
31 января 1919 г. СНК РСФРС издает Положение о губернских архивных фондах. Положение юридически оформляло создание губернских фондов. Назначался заведующий губернским архивным фондом, у него был штат. В составе губернского исполкома губернский архив, а губернские исполкомы должны были помогать обеспечивать сохранность документов губернии.
В декабре 1917 г. были национализированы частные и акционерные банки, их архивы были переданы Народному банку РСФСР.
Был принят Декрет о централизации архивного дела, развернулось формирование архивного фонда.
Гражданская война.
Шел процесс нацоинализации документов, были конфискованы хранилища документов, находящихся в частных руках. В Москву они поступили в Румянцевский музей.
Документы деятельности церкви в государственный архивный фонд не сдаются.
В марте 1919 г. принят Декрет о делах …старой расформированной царской армии, все архивные дела прежней армии (1914 – 1918 г.г. – война), архивы были взяты под охрану военными комиссарами. С 1919 г. начинается формироваться сеть военных архивов.
Постепенно возникла проблема обеспечения поступления в ЕГАФ документов новых учреждений. Российская бюрократия все время умела писать регулирующие документы. Декрет о развитии организации архивного фонда.
В апреле 1919 г. – Декрет СНК РСФСР Об охранении и уничтожении архивных дел. Этот Декрет определил сроки хранения законченных дел в учреждениях, организациях – до 5 лет. В течении 5 лет ни один документ не мог быть изъят и уничтожен. После 5 лет документы должны поступать в качестве исторического материала. Из комплекса дел предусматривалось уничтожение дел не представляющих ценности. Нужен был орган для проведения работ по оценке документов в центре и на местах, и создаются разборные комиссии.
В настоящее время это экспертные комиссии.
Разборные комиссии возглавлялись руководителем архива, в составе комиссии – представитель учреждения, предприятия, чьи дела разбирались. Составляли опись для уничтожения, заключение главной комиссии при ГлавАрхиве утверждалось руководством ГлавАрхива. Идея централизации.
Декрет заложил программу осуществления вопроса об экспертизе ценности документов, был установлен срок хранения документов в учреждениях, определены сроки ведомственного хранения – 5 лет, после чего на государственное хранение. Учреждениям запрещалось уничтожать документы без санкции Главного Архива. Собственник документов – государство. Но не во всех ведомствах это реализовывалось. Упразднялась ведомственная собственность на документы.
Декрет положил начало созданию экспертизы документов – разборочная комиссия на местах, комиссии ГлавАрхива.
В 1919 г. и потом партийное руководство проводило линию на сохранение партийной базы.
В 1919-1920 г.г. ГлавАрхив при содействии Губисполкомов Губкомов проводит работу по сбору материалов по истории октябрьской революции. Прежде всего осуществляется сбор печатных изданий, циркуляров документов, плакатов, фотографий, ежедневной прессы.
Эта практика была продолжена, были опубликованы призыва к населению передавать документы на государственное хранение.
В сентябре 1920 г. был создан Архив октябрьской революции. Сюда стали поступать документы Съездов Советов, ВЦИК. Содержали материалы о первых годах деятельности нового государства, документы, подписанные Ленином передавались в этот же архив, важные документы для изучения истории революции и гражданской войны. Многие документы поступали от самих участников самой революции.
В 1919 г. начинает работать Военно-историческая комиссия, которая собирала документы армии и флота.
Комплектование Архива октябрьской революции способствовало созданию в 1920 г. при Наркомпрессе Комиссии по истории революции, истории партии. Положено начало формированию отдельных собраний документов партии, система партийных архивов.
В 1920 г. было предложено создать музей марксизма. Закупались рукописи Маркса и Энгельса. Начинается сбор документов уже в ходе гражданской войны. Музей Маркса и Институт Маркса и Энгельса и Ленина составили ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. (Центральный партийный архив Института Маркса и Ленина при ЦК КПСС). Собранные документы надо было описать, и ряд исторических институтов не могли исчезнуть в новых исторических условиях. Формы организации и цели были изменены, т.к. существовала потребность обращения к старым документам была повсеместной.
30 января 1922 г. был опубликован Декрет ВЦИК, утверждающий положение о Центральном архиве РСФСР.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector