Виды цен

Цена реализации товара определяет то количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу произведенного товара.

Цена является стоимостью произведенного товара, выраженной в денежном виде.

В рыночной экономике регулятором цены является рыночный механизм, устанавливающий объемы спроса каждого конкретного товара и соответствующий им уровень цен на эти товары. Этот рынок уравновешивает экономические интересы производителей и потребителей.

Цена на рынке сбыта продукции устанавливается на основе соотношения величин спроса и предложения конкретных товаров по соответствующим этим объемам ценам независимо от индивидуальных затрат конкретных поставщиков этих товаров.

В общем случае уровень цен на конкретные товары с учетом рыночных колебаний спроса и предложения должен отражать величину общественно необходимых затрат на их производство.

Цены на конкретные виды продукции, установившиеся на рынке их сбыта, и соответствующие им равновесные объемы предложения и спроса являются экономически индикатором оценки степени общественной полезности и экономической эффективности выпуска конкретной продукции конкретным производителем.

В зависимости от сфер экономики, характера и цели покупки цены подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные, розничные; на тарифы грузового и пассажирского транспорта, на электроэнергию, услуги связи и др., а также цены на объекты строительства.

Учитывая, что товары реализуются в рыночных условиях, цены дифференцируются на цены поставщика, цены потребителя и на реализационные (или равновесные) цены.

Цена поставщика (производителя продукции) – это цена, по которой этот производитель хотел бы реализовать свою продукцию на рынке сбыта.

Цена потребителя – это цена, которую потребитель готов заплатить за товар.

В действительности товар реализуется по реализационной, или равновесной цене, учитывающей соотношение спроса и предложения товара и ряд других факторов.

Содержание основных видов цен следующее.

Мировые цены – это цены, по которым реализуются товары на мировых рынках сбыта данной продукции. Они устанавливаются в твердой валюте (в долларах, евро).

Оптовые внутрироссийские цены – это цены, по которым предприятия-изготовителя реализуют свою продукцию оптовым потребителям. Эти цены включают издержки предприятия-изготовителя на производство данной продукции, его сбытовые расходы и нормальный уровень прибыли. В случае реализации продукции через специальные сбытовые организации в реализационных ценах учитывается и стоимость услуг этих сбытовых организаций, реализующих данную продукцию.

Договорные цены – это цены, устанавливаемые по предварительной договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на поставку определенной партии товаров в определенные календарные сроки.

Закупочные цены – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция государственным и коммерческим орга-низациям.

Розничные цены. По этим ценам реализуются товары населению. Розничная цена выше оптовой на величину торговой наценки, за счет которой компенсируются издержки торгующей организации и формируется их прибыль.

Тарифы – это цены на услуги транспорта, связи и прочее. Тарифы устанавливаются и на электроэнергию. Они также могут быть оптовыми и розничными.

Цены на объекты строительства – на жилые и промышленные здания, сооружения, объекты промышленного использования, линии электропередачи, связи, теплотрассы, газо- и водопроводы и др. Характерной особенностью цен на объекты строительства является их индивидуальность, выражающаяся в том, что все эти цены относятся только к каждому конкретному объекту строительства – к данному жилому дому, данной дороге, данному водо- и газопроводу.

Основой для определения цены являются индивидуальные расчеты. Поскольку каждый объект строительства имеет заказчика, уровень этих цен должен быть с ним согласован.

По степени и способу регулирования различают:

свободные цены. Это цены, формирующиеся в условиях свободной конкуренции под влиянием рыночного спроса и предложения;

регулируемые цены. Их уровень косвенно регулируется государственными органами путем изменения налоговых ставок, предоставления льгот, ограничения уровня рентабельности и другими методами;

– фиксированные, твердые цены. По ограниченному перечню товаров государственные органы устанавливают фиксированный уровень цен без права его изменения до нового решения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector