Коэффициент использования пробега автосамосвалов определяет степень использования производительного пробега (пробега с грузом). Величина его не может превышать 0,5, так как карьерные автосамосвалы работают на маятниковых маршрутах (пробег с грузом равен порожнему пробегу, а возврат порожнего автосамосвала в забой производится по той же трассе, что и движение с грузом). Значение коэффициента использования пробега на предприятия ЗАО «Черниговец» составляет в среднем 0,48 и является относительно постоянным для карьерного автотранспорта, так как величина нулевого пробега определяется в основном удаленностью автотранспортного предприятия от разреза.
Величина коэффициента использования грузоподъемности автосамосвала зависит от объемного веса транспортируемой горной массы, степени загрузки автосамосвала и близка к единице (в среднем – 0,802).
Производительность автосамосвалов во многом зависит от коэффициента использования парка, величина которого отражает как сложившуюся систему технического обслуживания и ремонта, так и работу службы эксплуатации при использовании автомобилей. Величина коэффициента использования парка на ЗАО «Черниговец» в среднем составляет 0,747.
Фактические затраты на горюче-смазочные материалы за 2004 год составили – 122001,79 тыс.руб.
фактический расход топлива — 12301,6 тн
Основная доля перерасхода сложилась по а/к №2– 567,08 тн., в сравнении с 2003 г. –соответственно 801,37 тн; Данный перерасход включает следующие позиции:
— по перегонам и простоям – 99,24 тн. (табл. 3.2.1.8.)
- за счет простоев под погрузкой – разгрузкой 47,274 тн.
- по маршрутам — 420,56 тн.
По а/к №4 расход составил: факт — 1757,9 тн; план — 1783,2 тн,, экономия составляет 25,3 тн; в сравнении с 2003 г израсходовано на 113,8 тн больше
Увеличение на 113,8 тн объясняется увеличением горной массы в 2004 году, в сравнении с 2003 годом на 144 тыс м3.
Делая анализ по содержанию таблицы 1.4 необходимо заметить следующие положительные изменения в направлении снижения сверхнормативных простоев. Улучшение организации работ с подвижным составом автотехнологии на горных участках, отлаженная работа автоматической системы диспетчеризации горнотранспортного оборудования позволяющей наблюдать за объектами по монитору компьютера, привели к снижению сверхнормативных простоев, которые в 2004 году составили 4370,3 м/часов, на 2315,7 м/часов ниже чем в 2003 году. В переводе на один автомобиль в 2004 году общие простои составили 107,6 м/часов, что на 52,7 м/часа меньше чем в 2003 году.
Для проведения погрузочных работ на данном предприятии применяют экскаваторы типа ЭКГ представляющие собой полноповоротные экскаваторы, карьерные, гусеничные, электрические со стандартным или сменным оборудованием.
В настоящее время парк карьерных автосамосвалов ЗАО «Черниговец» представлен машинами производства Белорусского автомобильного завода.