Организация работы подземных транспортных систем

Горное производство неизбежно связано с перемещением больших масс полезных  ископаемых, пустых пород, материалов, оборудования. На шахтах 80-85% общего грузопотока приходится на полезное  ископаемое и породу. B задачу подземного транспорта входит также перевозка людей по подземным горным выработкам.

Организация системы шахтного транспорта имеет большое значение для нормального функционирования шахты. До на­стоящего времени на шахтах наблюдаются частые и длитель­ные простои очистных забоев из-за неудовлетворительно орга­низованной работы шахтного транспорта. От его рациональной организации в значительной степени зависит ритмичность работы всей шахты.

Шахтный транспорт — это промежуточное технологическое звено в общей технологической цепи горного производства, свя­зывающее очистные забои с шахтным подъемом. Функциониро­вание очистных работ, транспорта и шахтного подъема взаимо­связано.

Основные требования, предъявляемые к системе шахтного транспорта, сводятся к следующим: а) обеспечение необходи­мой пропускной способности; б) минимальные трудоемкость и стоимость перевозок; в) безопасность работ.

Шахтный транспорт представляет собой достаточно слож­ную технологическую цепочку, обеспечивающую транспортиро­вание груза по горизонтальным и наклонным горным выработкам от погрузочного пункта забоя до ствола, подъем груза по стволу и далее транспортирование его до бункеров или уголь­ных складов.

Погрузочные пункты предназначаются для погрузки полез­ного ископаемого или пустой породы из лавы (с конвейера или из бункера) в шахтные вагонетки.

Погрузочные пункты подразделяются на: переносные (временные) со сроком службы примерно до 1 мес; полустационар­ные со сроком службы от 1 до 6 мес; стационарные со сроком службы более 6 мес.

Погрузочные пункты под лавами являются связующими технологическими звеньями между очистными работами и си­стемой шахтного транспорта.

Часовая пропускная способность погрузочного пункта под лавой может быть определена по формуле

(1)

где n — число вагонеток в составе; qв — грузоподъемность ва­гонетки, т; tп.с и tз.с — продолжительность погрузки состава вагонеток и маневровых работ по замене груженого состава на порожний, мин; kп — коэффициент снижения полезной мас­сы груза за счет перевозимой породы.

Время   погрузки   состава   вагонеток   можно   подсчитать   из выражения

(2)

где Qл — расчетная интенсивность углепотока из лавы, т/мин.

Такой способ расчета продолжительности погрузки состава должен использоваться для тех случаев, когда отсутствует возможность бункеризации угля в промежуточных бункерных емкостях, печах, гезенках и др. При наличии промежуточной бункерной емкости под лавой, при которой загрузка вагонеток ведется непосредственно из бункера, величина tп.с определяет­ся на основе хронометражных наблюдений.

Существенной величиной, определяющей вместимость по­грузочного пункта, является продолжительность маневровых работ по замене груженого состава на порожний, которая за­висит от принятого путевого развития и средств механизации маневров. В случае, когда разминовка расположена непосред­ственно под лавой, создается возможность частичного или полного совмещения маневровых работ с погрузкой состава. Для бесперебойного снабжения погрузочного пункта по­рожними вагонетками составляют график его обслуживания, исходными данными для которого служит: добыча угля за смену, т; коэффициент наполнения вагонеток углем, равный 0,8; общее число вагонеток в составе.

Цель графика — согласовать работу транспорта с работой очистных забоев, на основании которого определяют число ва­гонеток. На рис.1 приведен график обслуживания погру­зочных пунктов. Кроме графика подачи вагонеток строят так­же график откатки груженых вагонеток.

Для повышения оборачиваемости вагонеток необходимо так организовать работу транспорта, чтобы время пребывания вагонетки на погрузочном пункте было минимальным.

Рис. 1. График обслуживания погрузочных пунктов:

Nваг— добыча  участка  в вагонетках;   t — часы смены:  nрез — резервное  число вагонеток; 1- плановая добыча; 2 — фактическая добыча: 3 — подача вагонеток

Одним из условий обеспечения ритмичной и согласованной работы электровозной откатки является решение определен­ных плановых задач при организации движения. Рациональ­ная организация электровозного транспорта в шахте может строиться на основе графиков движения поездов. Однако это не исключает диспетчерского управления движением поездов в шахте.

Графики представляют собой инструмент оперативного пла­нирования и контроля работы электровозной откатки.

Расчет наиболее эффективных графиков движения электро­возных поездов и строгое соблюдение этих графиков в про­цессе работы шахтного транспорта обеспечивают ритмичную и высокопроизводительную работу шахтного транспорта и шахты в целом.

В связи с тем, что потоки перевозимого полезного ископае­мого по подземным выработкам неодинаковы по сменам, наи­более целесообразно строить графики для    каждой    смены с учетом планового уровня добычи по каждому участку.

Оставьте комментарий