Тематика, структура и объем дипломной работы (проекта)

2.1 Примерные темы выпускных квалификационных работ определяются кафедрой государственного и муниципального управления по согласованию с кафедрами, реализующими соответствующие специализации.

Студент имеет право выбора темы выпускной квалификационной работы из предлагаемой примерной тематики. В то же время студентам предоставляется возможность предлагать свои темы, исходя из научных и иных интересов. В этом случае студент должен обосновать целесообразность ее разработки и согласовать ее с руководителем дипломного проектирования.

В основе выбора темы может лежать как интерес самого студента к разработке какой-либо проблемы, соответствующей профилю обучения, так и задание на решение какой-либо проблемы от органов государственного (муниципального) управления – потенциальных работодателей данного студента. Это задание должно быть соответствующим образом документировано (например, оформлено в виде письма-обращения в Академию).

2.2. В качестве объектов дипломного проектирования могут рассматриваться:

органы государственного и муниципального управления;

государственные или муниципальные предприятия, учреждения, организации любого назначения (промышленные, строительные и другие организации материального производства, научные, проектные, коммерческие, торговые, посреднические, транспортные, финансовые, являющиеся государственной (федеральной) и муниципальной собственностью);

комплексы предприятий и организаций отраслевого уровня (строительного, топливно-энергетического, агропромышленного, жилищно-коммунального, оборонного, машиностроительного и т.п. назначения), а также инфраструктурного уровня (транспортные системы, инженерные коммуникации, линии связи, системы водо, тепло и газоснабжения и т.п.), имеющие стратегическое значение для жизнедеятельности территориальных организованных систем;

территории как социально-политические и экономические экосистемы: республики, автономные образования, области, края со статусом субъекта федерации, административно-территориальные образования различного уровня: районы, города, сельские поселения, укрупненные регионы (например, Сибири, Дальнего Востока и т.п.);

отдельные сферы (отрасли) социально-организованной жизнедеятельности, отдельные сферы (отрасли) производственной деятельности, входящие в компетенцию федерального, регионального и местного управления или местного самоуправления (градообразующие отрасли производства, включая науку, системы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, топливно-энергетического комплекса, АПК, фискальные системы, системы социального обеспечения; образования, здравоохранения, определяющие жизнедеятельность территориальных систем;

отдельные классы, виды или комплексы управленческой деятельности, относящиеся к стратегическому управлению (стратегической политике): стратегические управленческие решения в форме отдельных специализированных целевых программ, системного анализа динамики внутреннего состояния социальных организованных систем, анализа и прогноза динамики внешней ситуации, организационных проектов реализации стратегических программ и т.п.

2.3. Применительно к объектам исследования в качестве предмета (темы и содержания) дипломного проектирования могут быть приняты:

системы управления (органы власти, муниципального и местного самоуправления) в целом или отдельные подсистемы управления (подсистемы управления материально-сырьевыми, топливно-энергетическими ресурсами, персоналом, финансами, социально-экономическими условиями жизнедеятельности) государственных, административно-территориальных и муниципальных образований различного уровня (государств, субъектов федерации, районов, городов и т.п.);

специализированные отрасли жизнедеятельности: наука, образование, здравоохранение, социального обеспечения, рынки труда, капитала, финансов и ценных бумаг, товарно-сырьевые, инвестиционные, интеллектуального продукта, техники и технологий и т.п.;

отдельные характеристики или комплексы элементов систем управления органов власти (информационное, кадровое, техническое обеспечение, организационные структуры отдельных подсистем управления или всей системы управления в целом, системы принятия управленческих решений, схемы организации информационных связей, схемы документооборота и т.п.);

системы организационно-экономических отношений в рамках рассматриваемой инфраструктуры (межбюджетные отношения, объектов социального назначения в регионе, на рынках труда, капитала и т.п.);

отдельные классы, виды или комплексы управленческой деятельности, входящие в состав стратегического управления органов власти, муниципального и местного самоуправления (этапы стратегического управления): анализ динамики внутреннего состояния систем, анализ и прогноз динамики внешней ситуации, определение целей социальных организованных систем, выбор стратегических направлений (концепции) динамики социальных организованных территориальных систем различного уровня, разработка вариантов специализированных стратегических целевых программ, организационных проектов реализации стратегических программ и т.п.;

методология и методики решения стратегических проблем и вопросов.

2.4. Естественно, в качестве темы дипломной работы (проекта) могут быть приняты как отдельные виды предмета и объекта исследований, так и любые композиции предметов по объектам исследования. Выбор предмета (темы) дипломной работы (проекта) (наименования, состава, структуры, содержания) обуславливается масштабом и характеристикой (системным описанием состава элементов и взаимосвязей) объекта исследования, количеством и характеристикой исследуемых факторов, параметрами и взаимосвязями объекта исследования с инфраструктурой (окружающей средой), временным периодом исследования (глубиной ретроспективного анализа и величиной прогнозного периода), а также составом, структурой, объемом, характеристикой, сложностью проблем (вопросов), рассматриваемых в качестве предмета дипломного проектирования.

Формулировка темы дипломного проекта обязательно должна включать проектные предложения или рекомендации, основанные на системном анализе предмета и объекта разработки. Поэтому при выборе тематики дипломного проекта, независимо от того, какие вопросы предполагается рассматривать в проекте, необходимо во всех случаях обеспечить системное их рассмотрение как на аналитической, так и на проектной стадиях работы, то есть установить (описать) «место» и взаимосвязи предмета дипломного проекта как элемента, функционирующего в микро- и макросистемах и взаимодействующего на микро- и макроуровнях.

2.3. По своему характеру выпускные квалификационные работы условно могут быть разделены на 3 типа:

а) «академическая» или учебная работа, не имеющая конкретного научного и практического приложения, но выполняемая в полном соответствии с требованиями настоящих методических указаний и предназначенная для использования в качестве методического пособия в учебном процессе СибАГС. Может выполняться как в форме дипломной работы, так и в форме дипломного проекта;

б) научно-исследовательская работа, носящая характер теоретико-методологических, аналитических или методических разработок в области государственного или муниципального управления или имеющая прикладной характер по отношению к управленческой практике. Выполняется, как правило, в форме дипломной работы;

в) практическая или прикладная работа, выполняемая в форме дипломного проекта для конкретных органов государственной власти, муниципального или местного самоуправления, направленная для реализации (или реализованная) непосредственно в практике управления.

Характер и форма дипломной работы (проекта) определяются руководителем дипломного проектирования на стадии формулирования задания на выполнение работы (проекта) и указывается в этом задании.

2.4. Общими требованиями, предъявляемыми к дипломной работе (проекту), являются следующие:

  • содержание должно быть четко структурировано, изложение материала должно осуществляться в строгой логической последовательности;
  • используемая информация должна быть обработана и систематизирована со ссылкой на источники ее получения;
  • используемый понятийно-категориальный аппарат должен быть корректным, формулировки краткими, точными, исключающими субъективность и неоднозначность толкования;
  • выводы, предложения и рекомендации по итогам проведенного анализа и проектирования должны быть доказательными, основанными на убедительной аргументации, результатах технико-экономических и иных расчетов, построенных на конкретном цифровом материале.

2.5. Для того, чтобы выпускная квалификационная работа удовлетворяла этим требованиям, она должна быть четко структурирована по следующим разделам: введение, теоретическая часть, аналитическая и проектная часть (для дипломных проектов) и заключение. Для дипломных работ вместо проектной части должны выступать сводные, конструктивные выводы по системному анализу и обоснование собственной позиции.

Для автора выпускной работы это означает необходимость при раскрытии темы, тех или иных аспектов рассматриваемой проблемы, опираться на теоретический задел, имеющийся в данной проблемной области, с учетом этого задела анализировать сложившуюся теорию и практику и предлагать основанные на этом анализе конкретные выводы или рекомендации по изменению положения дел.

2.6. Для качественного выполнения теоретической части работы студенту необходимо изучить публикации отечественных и зарубежных авторов, научно-методические и нормативно-правовые материалы, статистические данные, имеющие отношение к избранной проблеме.

На основе изучения всех указанных источников, используемого понятийно-категориального аппарата студент должен уяснить сущность исследуемой проблемы, рассмотреть сложившиеся концептуальные подходы к ее решению, для того, чтобы в дальнейшем сделать анализ, оценить их, обосновать и изложить свою собственную или принимаемую позицию.

При этом, если выполняется дипломная работа научно-исследовательского характера, то в теоретической части работы формулируются цель и задачи, на решение которых будет направлена аналитическая часть, обосновываются характер и содержание информации о состоянии проблемы, направления и методы анализа проблемы, обозначенной в теме выпускной работы.

Для академических и прикладных работ теоретическая часть служит обоснованием выбора используемой концепции и методологии, формулировки цели и задач, которые предполагается решить для достижения поставленной в работе цели.

Теоретическая часть работы является обязательной составляющей выпускной квалификационной работы, т.к. характеризует уровень теоретической подготовки студента за весь период его обучения.

2.7. Для выполнения аналитической части работы студент должен подвергнуть глубокому системному анализу изучаемую проблему с использованием различных методов исследования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector