Основной причиной высоких цен на коммунальные услуги является незаинтересованность организаций, занимающихся жизнеобеспечением населения, в снижении цен на услуги

Можно сделать вывод, что дальнейший рост тарифов при условии сохранения уровня доходов населения в случае перехода к 100%-ному уровню оплаты услуг приведет к резкому увеличению бюджетных средств, направляемых на субсидии. Это может оказаться непосильным бременем для областного бюджета.

Основной причиной высоких цен на коммунальные услуги является незаинтересованность организаций, занимающихся жизнеобеспечением населения, в снижении цен на услуги. Одна из причин этого —  монополизм, отсутствие конкуренции. Цены на услуги не формируются на свободном рынке, т.е. являются не рыночными, а регулируемыми. И хотя для определенных подотраслей, занимающихся некоторым видами работ по ресурсообеспечению населения, могут вводиться конкурентные условия, в настоящее время отсутствует  методическая база для увязки рыночных цен на определенные виды работ с формированием тарифов.

Жилищно-коммунальные организации, как правило, являются некоммерческими предприятиями. Их доходы не зависят от результатов труда. Поэтому они не имеют никаких стимулов  к снижению стоимости и повышению качества услуг.

Ресурсоснабжающие организации также не заинтересованы в снижении издержек. Причина – затратный принцип формирования тарифов. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев образование тарифа происходит путем прибавления к расчетной себестоимости определенного процента рентабельности. Очевидно, что такая формула определения тарифов не стимулирует предприятия к снижению затрат, т.к. прибыль, включаемая в тариф, прямо пропорциональна затратам предприятия и в такой ситуации предприятие заинтересовано в росте себестоимости.

Причинами высокой стоимости услуг являются также несовершенство методик расчета тарифов.  Так, в Томске цена за гигакалорию тепловой энергии сейчас составляет 225 руб., что значительно меньше, чем в соседних областных центрах (в Новосибирске – 308 руб., в Красноярске – 260 руб.). Однако, оплата за отопление одного кв. метра одна из самых высоких в регионе (см. табл. …).

Методики расчета тарифов для населения, утвержденные муниципальными органами, не согласуются с нормативами и тарифами, принятыми региональной энергетической комиссией (РЭК). Так, удельные расходы тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, рассчитанные исходя из объема полезного отпуска теплоэнергии и тарифа для населения, принятого РЭК, составляют: для горячего водоснабжения — 2,3 Гкал на 1 чел. в год, для отопления — 0,271 Гкал на м2 в год. В то же время удельные расходы тепловой энергии,  рассчитанные по реальным начислениям, исходя из норм потребления, утвержденных мэром г. Томска, существенно отличаются от приведенных значений. В результате разница между фактической оплатой и тарифами РЭК может составлять до 25%.

Методика расчета норматива удельного потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения, согласованного с решением РЭК по тарифам на тепловую энергию на период с 01.09. 2001 г. по 1.08 2002 г., приведена в приложении ___. Пример сравнения реального начисления с рассчитанным по тарифам РЭК приведен в приложении ___.

Корни ошибок в тарифной политике во многом объясняются закрытостью процедур утверждения тарифов для многих заинтересованных сторон. Должны быть сформированы гласные, открытые процедуры установления тарифов, с проведением публичных слушаний, в которых должны участвовать и депутаты, и чиновники, и представители общественности. Это поможет избежать социальной напряженности в обществе. Тариф на ту или иную коммунальную услугу всегда должен быть компромиссом между потребностями муниципального образования (и возможностями его бюджета), потребностями предприятия и платежеспособностью потребителя. Можно говорить о том, что тариф должен быть обоснован социально, т.е. потребителю должен быть дан грамотный и обоснованный ответ на вопрос о том, из чего складывается тариф.

Очень важной причиной высоких цен на услуги является низкая обеспеченность приборами учета. Потребители платят не за фактическое потребление, а рассчитанное по существующим нормативам. В нормативы же, как правило, закладываются все потери энергии. Это особенно актуально по отношению к потреблению тепловой энергии, т.к. во-первых, потери в теплосетях очень существенны (примерно ___%), а во-вторых, доля отопления и горячего водоснабжения в общей стоимости ЖКУ для населения очень велика (более 70%).

Из проведенных в Томском региональном центре энергосбережения расчетов по отпуску и потреблению тепловой энергии выяснилось, что есть существенное несовпадение между фактическим отпуском тепла электростанциями и фактическим потреблением тепловой энергии отраслями промышленности и населением

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector