Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
- Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное скорее с расширением инструментария и областей деятельности).
- Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- вертикальной карьеры — должностной рост;
- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работа в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Этапы карьеры
Этап карьеры | Возрастной период | Краткая характеристика | Особенности мотивации (по А.Маслоу) |
1.Предварительный | До 25 лет | Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности | Безопасность, социальной признание |
2.Становление | До 30 лет | Освоение работы, развитие профессиональных навыков | Социальное признание, независимость |
3.Продвижение | До 40 лет | Профессиональное развитие | Социальное признание, самореализация |
4.Завершение | После 60 лет | Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены | Удержание социального признания |
5.Пенсионный | После 65 лет | Занятие другими видами деятельности | Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степени динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации.
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж Голланда (табл.).
Типология личностей Дж. Голланда
Тип личности | Содержание деятельности |
1.Реалистический | Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами |
2.Исследовательский | Ориентация на поиск |
3.Артистичный | Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию |
4.Социальный | Ориентация на взаимодействия с людьми |
5.Предпринимательский | Ориентация на влияние людей |
6.Конвекциональный | Ориентация на манипулирование данными, информацией |
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен.
По другой типологии, которая может быть использована в целях выбора карьеры, все виды деятельности разделены по предметам труда
Тип П — «человек- природа» ведущий предмет труда-растения, животные, микроорганизмы
Тип Т — «человек- техника» ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии
Тип Ч — «человек-человек» ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей
Тип 3 — «человек — знак» ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки
Тип Х — «человек-художественный образ» ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения
Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:
1.Традиция: вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев.
- Случай: выбор произошел случайно в силу некоего события.
- Долг: выбор профессии связан с представлением о долге, своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми
4Целевой выбор: выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности).