Анализ условий труда и расположение технологического оборудования в цехе ТР-1 с точки зрения безопасности

Размеры зданий депо и пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) установлены так, чтобы после установки в них тягового подвижного состава (ТПС) и размещения технологического оборудования обеспечивались требования охраны труда. По условиям безопасности необходимо обеспечивать следующие минимальные размеры:

по длине: расстояние от основной автосцепки локомотива до края канавы – 1,2 м; от края канавы до торцевой стены – 2,3 м; между двумя локомотивами установленными на одной канаве 2 м; от выкаченной тележки до основной автосцепки ТПС-1 м;

— по ширине: расстояние между осями в зданиях прямоугольного типа без колонн в цехах текущего ремонта ТР-7м; текущего ремонта ТР скатоотпускной канавой – 5 м;

— по высоте: расстояние от нижней габаритной точки мостового крана до пола рабочего места ( в том числе на крыше локомотива) – не менее 0,4 м, а до обслуживаемого оборудования – не менее 0,4 м; расстояние от нижней габаритной точки детали при её горизонтальных перемещениях краном детали (узла) до локомотива, агрегата при разборке и сборке – не менее 0,2 м.

Для создания удобных и безопасных условий труда в зданиях депо текущего ремонта ТР ТПС устанавливают технологические платформы. Верхние площадки технологических платформ для выхода на крышу ТПС устанавливают на высоте – 4,2 м от головки рельса, нижние для входа в кузов (вагон)- на высоте 1,9(1,4)м, от головки   рельса. На этом же уровне должны быть откидные торцевые площадки. По наружным краям площадок устанавливают перилла высотой 0,9 м, нижняя часть перилл на высоту 140 мм, должна выполняться с планкой. В стойлах имеющих контактный провод, верхние площадки боковых платформ оборудуют калитками для выхода на крышу ЭПС, запоры которых сблокированы с секционным разъединителем. На лестнице для подъёма на площадку или на самой площадке устанавливают сигнализацию о наличии или отсутствие напряжения в контактной сети.

Проходы внутри участков и отделений имеют ширину не менее 1,0 м. Ширина проездов для авто- и электропаров вдоль торцевых –3м. Для перехода через смотровые и ремонтные канавы устанавливают переходные мостики, которое должны иметь ширину не менее 800 мм. Мостики изготавливают из досок толщиной не менее 40-50 мм., или выполняют металлическими. Поверхность металлических мостиков должна препятствовать  скольжению. Границы проходов и проездов размечают беловыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и различными другими материалами.

Полы в депо и на участках текущего ремонта ТР должны содержаться в исправном состоянии, чтобы они имели ровную, удобную для очистки поверхность. Все траншеи, канавы и углубления в полах должны быть плотно и надежно закрыты или иметь ограждение соответствующего характера.

Размещение цехов и отделений депо (и ПТОЛ) производят с учетом условий, необходимых для обеспечения безопасности и здоровых условий труда. С этой целью производственные помещения, участки, позиции и рабочие места располагают по технологическому потоку текущего ремонта ТПС так,  чтобы пути передвижения ремонтируемого подвижного состава, его агрегатов и узлов, транспортных средств внутри производственных участков и пути передвижения   работников были наименьшим и перекрещивались как можно реже. Секции стойловой части депо, помещения ремонто- комплектовочных и заготовительных отделений и служебно- бытовые помещения соединяют между собой теплыми проходами.

Эксплуатируемое оборудование должно быть в исправном состоянии. Технологическое оборудование, которое может служить источником опасности для работающих в цехе ТР, поверхности ограждений и других защитных устройств, а также пожарная техника должны быть окрашены в сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ 12.4.026-076 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

Безопасность обслуживания электрооборудования во многом зависит от строгого выполнения организационных  и технических мероприятий  и технических средств, призванных обеспечить защиту работающих от вредного и опасного воздействия электрического тока и статического электричества.

Грузоподъемные механизмы, съёмные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты) должны эксплуатироваться и испытываться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76 «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».

Домкраты для подъёма локомотивов и других технологических работ должны испытываться на статическую нагрузку ( на специальных стендах для испытаний) один раз в три года и ежегодно подвергаться техническому осмотру.

Компрессорные установки и воздухопроводы должны эксплуатироваться и испытываться в соответствии с ГОСТ 12.2.016-81 «Оборудование компрессорное. Общие требования безопасности».

Калориферные установки для подогрева и сушки тяговых электродвигателей, размещенные в стойле, должны иметь сетчатое ограждение и световую сигнализацию и наличии напряжения.

Электроинструмент и переносные электрические светильники должны содержаться в соответствии с ГОСТ 12.2.013-75 «Машины ручные электрические. Общие требования безопасности».