Планирование процесса

Основное содержание этапа. В результате любого вида планирования устанавливаются  цель процесса, ожидаемый результат ( характеристики процесса и его продукции, что в дальнейшем будет использовано для оценки результативности и эффективности процесса), последовательность действий, необходимые ресурсы, ответственность и полномочия участников процесса.

Под  планированием понимается как планирование нового процесса, так и планирование выполнения уже существующего. Планирование процесса часто называют проектированием процесса.

Планирование процесса в системе менеджмента качества направлено на установление целей процесса с точки зрения качества его результатов, установление ( разработку) способа ( процедуры) его осуществления, включая определение последовательности, взаимодействия и характеристик операций, составляющих процесс, а также ресурсов, необходимых для его результативного и эффективного выполнения.

Результаты планирования процесса, в том числе его цели и процедуры осуществления, могут как документироваться, так и устанавливаться в устной форме.

Степень документированности результатов планирования зависит от таких факторов, как сложность процесса, его важность для организации, связанные с ним риски, наличие устоявшейся практики его выполнения, компетентность персонала, требований потребителя.

Планирование сложного производственного процесса завершается разработкой технологической документации, например технологического регламента ( технологического процесса) : именно в этом документе определяются планируемые характеристики технологического процесса.

Кроме этого, осуществляется повторяющееся планирование выполнения процесса в конкретный период времени ( например, составление месячного плана производства).

Документация, определяющая процесс, может быть в любом виде- текстовое описание,  программа обучения, схематическое изображение процесса ( п.6.3.1 рекомендаций ). Она может быть представлена на любом носителе и иметь вид бумажного или электронного документа. Часто планирование процесса документируют в виде плана  качества или плана управления.

При планировании процесса надо ответить на следующие вопросы.

  1. Зачем этот процесс? Чего мы от него ждем? С какой цель мы его проводим?
  2. Какое место данный процесс занимает в системе процессов (п.4.3) и на каком уровне в структуре процессов он находится ( п.4.4)?   Как назвать процесс? Где его границы?
  3. Кто является потребителем процесса, каковы у него требования к процессу и его результату?
  4. Кто является менеджером процесса, то есть лицом, ответственным за планирование и обеспечение процесса, управление им и его улучшение, имея необходимые для этого ресурсы и полномочия?
  5. Что нужно для процесса ( вход процесса, включая необходимые ресурсы), кто будет поставщиками и какие требования следует предъявить к ним и к их продукции, чтобы наш процесс проходил результативно?
  6. Какова последовательность действий, проводимых в процессе для получения результата, и кто эти действия выполняет?
  7. Какие параметры необходимо отслеживать ( подвергать мониторингу) для того, чтобы управлять процессом, а какие для того, чтобы оценивать его результативность и/или эффективность (п.4.5) Какие измерители ( средства и методы измерения) понадобятся для управления процессом?
  8. Какова система управления процессом? Какие действия мы планируем в случае отклонения характеристик процесса от требований или ( для статистического управления процессом)  при выходе процесса за пределы статистически управляемых условий?

Методы, применяемые на данном этапе: карта процесса, сетевой график, диаграмма потока (п.6.3.1), а также FMEA процесса и QFD.

Оставьте комментарий